Неделя на рынках явно не задалась. Инвесторы и спекулянты продолжили распродажи, в результате чего индекс S&P500 потерял около 140 пунктов (в 2 раза больше, чем за предыдущую неделю) и откроется на отметке в 4137 пунктов. Так низко рынки не были с мая. На манеже все те же. Причинами падения снова были ставки, а именно их продолжающийся рост и события на Ближнем Востоке. Причем снова циничные инвесторы больше переживали по поводу ставок, чем переживали о Третьей Мировой, которую пока на фондовом рынке не видят. Тем более, визиты всех по очереди ключевых лидеров стран Запада таки помогли удержать Нетаньяху и ко от немедленной мести. Не зря ведь нефть снова торгуется чуть ниже 90 долларов за баррель. И немного влияния на рынки оказывает отчетность компаний, не все из которых способны порадовать инвесторов. Но именно корпоративные новости пытаются вытащить рынок из ямы. Например Амазон, отчетность которого стала приятным сюрпризом.
В самой экономике США все остается весьма позитивным. Последние данные по квартальному ВВП показали рост в 4,9%. Что было бы еще лучше, если бы не особенность американской статистике, в которой для получения сравнительных, например, с Украиной, цифр надо делить этот показатель на 4. Чтобы привести данные действительно к квартальным. Впрочем, даже при таких манипуляциях эта цифра остается внушительной, показывая, что до рецессии экономике США также далеко, как Шахтеру до Барселоны. Что позволяет главе казначейства США, а в прошлом главе ФРС, списывать рост ставок на хорошую ситуацию в экономике, по прежнему ориентируясь на мягкую посадку, которая в прошлом году, на фоне рекордной инфляции, казалась практически чудом. При этом, в США таки смогли выбрать нового спикера. Пусть им и стал упоротый трампист, но это все равно приближается как разрешение бюджетного кризиса, что важно для рынков, так и голосование за поддержку Украины, что важно для Украины гораздо больше, чем для инвесторов (кроме инвесторов в украинский долг).
Последние (инвесторы в украинский долг) пока не спешат радоваться. В связи с тем, что Джонсон (не тот, увы, Джонсон), ставший новым спикером, похоже, любит Трампа больше, чем свою маму, по крайней мере на публике, многие в Украине уже стали посыпать голову пеплом и ползти в сторону кладбища, предрекая полнейшую зраду. В то же время, и перед голосованием и после него, новый спикер не выступал против помощи Украине (вероятно, это было условием поддержки его со стороны нормальных республиканцев) и просто поет старую песню республиканской партии о том, что денежки любят счет и контроль. Поэтому, пусть единого голосования за помощь Израилю и Украине судя по всему не будет, и помощь будет разделена, пока ничего не предвещает сценария, когда за эту помощь в принципе не будет проголосовано. А на кону 61 млрд долларов. Так или иначе, украинский сегмент еврооблигаций всю неделю следовал за глобальными рынками, а это значит падал на фоне роста ставок по миру.
На внутреннем рынке солировал Нацбанк. На этой неделе у регулятора по плану было очередное решение по ставке. И консенсус рынка был, что НБУ снизит ставку на 2 п.п. до 18%. На этом фоне на локальном рынке облигаций случился дефицит, который помог Минфину снизить доходности при размещении нового долга. А потом пошли сюрпризы от регулятора, что, в принципе, не привыкли считать хорошим тоном аналитики и банкиры. Сначала рынок удивился агрессивности НБУ, который снизил ставку с 20% сразу до 16%. А потом удивился креативности Нацбанка, когда все поняли, что реального снижения ставки, т е стоимости денег для банков, не случилось в принципе. Что, само собой, будет способствовать стабильности гривны, которая по итогам недели даже укрепилась, что на межбанке, что на черном рынке. Пусть на пару копеек, но факт остается фактом. А креативность Нацбанк позволит теперь снизить давление на регулятор со стороны политиков, которые обычно видят учетную ставку и начинают ее сравнивать с другими странами мира, особенно с теми, где нет полномасштабной войны, обвиняя НБУ в том, что тот душит экономику. Каждый такой политик теперь получит презентацию с графиком учетной ставки, вызывая дикую зависть у недавних глав Центрального Банка Турции, до великого разворота Эрдогана в сторону здравого смысла в экономике, которые не смогли догадаться так отстаивать независимость регулятора в борьбе с турецким султаном и его экономическими взглядами.
Правда, сейчас в Турции здравого смысла в экономике уже достаточно и они продолжают повышать учетную ставку, причем даже резче, чем на бумаге снижает ставку украинский Центральный Банк. На этой неделе ставка там выросла до 35%, показывая, как больно лечить запущенную хроническую болезнь. Как бы намекая украинским политикам не влезать в работу Национального Банка. А украинский ВВП, как оказалось, растет даже лучше американского. И цифру роста за третий квартал, когда за сентябрь ВВП прибавляет на 9%, лучше не показывать Трампу и Ко, иначе они начнут требовать, чтобы Украина оплатила стену на границе с Мексикой, не зная, как мы умеем строить и особенно финансировать стены на границе. Рост в 3-м квартале в основном, связан с хорошей погодой, что позволило собрать урожая гораздо выше ожиданий. И НБУ вынужден пересмотреть рост ВВП на этот год, ожидая теперь рост экономики где-то ближе к 5%.