В Китае недавно произошла попытка государственного переворота, и Си Цзиньпин ее сорвал.
Лиу Шию, выступая в четверг в кулуарах XIX Национального конгресса Коммунистической партии в Пекине, заявил: «Центральное руководство партии с Генеральным секретарем Си Цзиньпином во главе спасло партию, военных и страну. Оно спасло социализм».
Группа чиновников, по словам Лиу, «замышляла узурпацию руководства партии и захват государственной власти».
Шестеро мужчин, на которых указал Лю, по разным причинам не представляли угрозы для Китая. Тем не менее, обвинение предполагает, что Китай входит в период смуты, вероятно, напоминающий маоистскую эпоху.
Вот имена заговорщиков: Бо Силай, Чжоу Юнкан, Сюй Цайхоу, Го Босюн, Лин Цзихуа и Сунь Чжэнцай.
Харизматичный Бо едва не разжег военное восстание в феврале 2012 года. Он, возможно, состоял в сговоре с Чжоу, членом Постоянного комитета Политбюро. Чжоу иногда называют самым высокопоставленным должностным лицом в истории Народной Республики, который был заключен в тюрьму за коррупцию. Тем не менее, Бо и Чжоу не представляют угрозы для Си и нынешнего режима, поскольку оба отбывают пожизненные сроки.
Упоминание их имен было почти наверняка попыткой очернить других четырех. Генерал Сюй скончался от рака в 2015 году, находясь под стражей. Го, еще один высокопоставленный офицер, был брошен в тюрьму за коррупцию. Лин, который работал на предшественника Си, также проведет остаток своей жизни за решеткой.
Все пятеро были связаны с партийными группировками, не контролируемыми Си, который начал беспрецедентную «аникоррупционную» кампанию с целью устрашения своих противников.
Остается Сунь. Когда-то считавшийся ведущим кандидатом на пост в Постоянном комитете, бывший секретарь партии теперь содержится под стражей. Он исчез из поля зрения в середине июля, а затем в конце прошлого месяца информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что его исключили из партии и передали прокурорам.
Обвинение против Суня - знак опасности. Дэн Сяопин, преемник Мао, спас Народную Республику, снизив цену за проигрыш в политической борьбе. Проигравшие в эпоху Дэна, в отличие от маоистских времен, получили возможность жить своей жизнью со всеми удобствами, что значительно уменьшило стимул бороться до конца.
Однако Си снова повысил ставки, и последствия этого поворота очевидны. «Недовольные политические фракции и особенно чиновники, по праву опасающиеся, что они могут быть следующими, прибегают к все более и более отчаянным мерам, чтобы свергнуть Си Цзиньпина и сохранить собственное богатство и привилегии», - говорит Чарльз Бертон из Университета Брока.
Как отмечает влиятельный историк из Университета Пенсильвании Артур Уолдрон, «Ожидайте более ожесточенной политической борьбы».
Си может казаться всемогущим, но, пытаясь добиться абсолютного контроля, лидер Китая «изобретает диктатуру» - и создает озлобленную оппозицию.
Обвинения против Суня могут даже быть признаком политической слабости. «Мне кажется, что это отчаянная попытка напугать оппозицию, - говорит Роберт Блум, давний советник китайского правительства. - Она слово кричит: «Не противьтесь мне, иначе вас ждет та же участь».
Правдивы ли обвинения в адрес Суня или нет, следующий кризис может стать для Народной Республики последним. Кажется, Коммунистическая партия близка к краху.