Быстрого референдума «по-крымски» в Херсоне и Запорожье не получится: его отложили до осени

Быстрого референдума «по-крымски» в Херсоне и Запорожье не получится: его отложили до осени

В Москве не уверены, что удастся отстоять захваченные территории — и не придется пойти с Киевом на компромисс, объясняют опрошенные «МО» эксперты.

Вчерашние бравурные заявления о начале подготовке референдумов о вхождение в РФ “по-крымски”, сделанные «временными администрациями» после приезда на захваченные территории Сергея Кириенко, сегодня сменились словами о небыстрой процедуре. Стремительно проведенный референдум 2014 года в 2022-м не повторится. Оказалось, что теперь на подготовку нужно несколько месяцев, и плебисцит пройдет не раньше осени. Такой срок назвал Владимир Балицкий, которого РФ-СМИ именуют “главой военно-гражданской администрации региона”, а украинские медиа — “гауляйтером Запорожья”.

Отметим, что сам Кириенко публичных заявлений не делал — его слова о том, что включение Херсонской области в состав России «будет полноценным, по аналогии со вхождением Крыма», процитировал близкий к нему партийный менеджер Игорь Кастюкевич. Слухи же о скором референдуме на новых оккупированных территориях — и о том, что даже печатаются необходимые документы для плебисцита — начали циркулировать еще с апреля.

Почему в Кремле все время намекают на крымский сценарий для Херсона и других захваченных областей, но все время его откладывают?

Политолог Аббас Галлямов называет три причины: «В Кремле нет единого мнения, во-первых, по вопросу о том, удастся ли этот референдум провести достаточно чисто, чтобы это не выглядело совсем уж позором. Ясно ведь, что основная масса местного населения проголосует против, а выглядеть все должно так, будто люди проголосовали за. Во-вторых, вообще ещё не ясно, удастся ли отстоять эту территорию в военном смысле. Больших успехов российская армия не демонстрирует. В-третьих, непонятно, что делать с Украиной в целом. Похоже, что придётся договариваться, а референдум переговорам точно не поможет. Вот и оттягивают».

«Референдумы объявят, когда российские войска закончат наступление, и в Москве решат, что достаточно», — полагает политолог Федор Крашенинников. Он указывает что многие регионы захвачены в разной степени: Херсонская оккупирована почти полностью, Запорожская — в значительной степени, но без столицы региона — Запорожья, а Харьковская — лишь частично, в районе границы с РФ. В Москве пока не понимают, стоит ли проводить референдумы на частично оккупированных землях, хотя это делали в ДНР и ЛНР в 2014-м — но тогда под контролем сепаратистов были столицы, Донецк и Луганск.

Возможно также, что хотят провести референдумы сразу во всех областях, включая новые в ДНР и ЛНР, но для этого должны быть успешно завершены действия военных, резюмирует Крашенинников.

Можем объяснить