"ЦЕННОСТИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И САНКЦИИ" - Юрий Христензен

"ЦЕННОСТИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И САНКЦИИ" - Юрий Христензен

Национальные интересы это то, что определяет политику государства. Ценности - это коридор возможностей для реализации национальных интересов. Ценности могут совпадать с национальными интересами, но национальные интересы не могут противоречить ценностям. В противном случае это не реальные, а декларируемые ценности.
Санкции всегда действуют против собственных граждан, но часто имеют целью изменить поведение внешних агентов, угрожающих ценностям и национальным интересам. Если внешний агент ворует в своей стране и тратит деньги на западе, санкции не запрещают первое, но ограничивают второе. При этом штрафуют собственных граждан, берущих грязные деньги.
--
Санкции против кремлевских пропагандистских телеканалов соответствуют национальным интересам Украины. Даже если формально они записаны на агентов влияния Кремля. Даже если агенты влияния маскируются под украинских политиков. Даже если у этих политиков есть поддержка избирателей, смотрящих кремлевские пропагандистские телеканалы.
Санкции против любых телеканалов могут противоречить ценностям Украины. Этим пользуются организаторы гибридных войн, маскируя пропаганду под СМИ. Поэтому при блокировке пропаганды необходимо доказать в состязательном суде факт подмены. Украинский суд тоже не всегда состязательный, так что шестому президенту Украины будет чем заняться.
--
Приведу пример из другой области. Подделка денег угрожает национальным интересам государства. Но санкции против обращения денег угрожают экономическим свободам. Те, кто производит подделку, могут на этом спекулировать. Вспомните многотысячные демонстрации в защиту Мавроди владельцев суррогатных денег под названием "акции МММ".
Санкции против печатанья фальшивых денег защищают экономические свободы. Точно так же санкции против источников фальшивой информации защищают свободу слова. Проблема в том, что фальшивость информации сложнее доказать, чем подделку банковских купюр. Не существует опции доказать жертвам пропаганды, что это пропаганда.
--
Проактивная позиция Украины - санкции против подделки СМИ защищают свободу слова. При этом нужно выработать четкие критерии, как отличать подделку от оригинала. Для этого есть все условия. После покупки телеканалов агентами влияния Кремля ведущие журналисты написали заявление об уходе, мотивируя это введением внутренней цензуры.
Время поджимает. С одной стороны, события в России отвлекают Кремль от войны с Украиной. С другой стороны, дестабилизация Украины способна отвлечь российских телепузиков от внутренних проблем. Поэтому Кремлю выгодно раскачивать ситуацию, называя своих агентов влияния "украинскими политиками", а пропаганду "свободой слова".
--
В конце нулевых бывшие бандиты под руководством кремлевских политтехнологов зарегистрировали в Одессе партию и местный телеканал, продвигавшие "федерализацию". До 2014 года все выглядело пристойно. После переключилось на рассказы про "украинских фашистов", пьющих кровь "русских младенцев". И это не фигура речи, а прямая цитата.
Пропаганда - это оружие, запись в военном билете. Она маскируется под свободу самовыражения и спекулирует на демократических ценностях. Но это не свобода, не альтернативное мнение, а основное оружие гибридной войны. Коварство этого оружия в том, что его сложно отделить от реальной свободы слова и оппозиционного мнения.