ЦЕННОСТИ УКРАИНЦЕВ

ЦЕННОСТИ УКРАИНЦЕВ

Опубликованы данные Всемирного исследования ценностей 2020. Украина вверху слева. Вверху означает, что у нас рациональное преобладает над традиционным. Выбирая между креативом и "заветом предков", украинцы скорее выберут креатив. Здесь мы между Францией и Великобританией.

Слева означает, что ценности выживания у нас преобладают над ценностями развития. Наш креатив направлен на выживание, а не на развитие. По этому показателю мы впереди планеты всей, за исключением Молдовы и Туниса. Только эти две страны по ценностям выживания "левее" Украины.

--
Сравним Украину с другими странами. Почему одни богатые, а другие бедные, несмотря на то, что в них живут такие же люди, у которых две руки, две ноги и в сутках двадцать четыре часа.

Социальные стереотипы

Украина находится в верхней части списка европейских стран по важности семьи, и в нижней по важности друзей, работы и политики. По сравнению с другими странами украинцы готовы жить рядом с наркоманами, но категорически против соседства с гомосексуалами. Алкоголики в середине списка.

Говоря о желаемом будущем половина украинцев считает, что государство требует пошаговых реформ. Каждый восьмой ратует за революционные изменения. Треть при этом боится прихода разрушительных сил. То есть, запрос на перемены превышает страх перемен, но мы не хотим революцию.

--
Уровень счастья и благополучия

Уровень счастья в Украине последовательно растет с 1996 года. Сегодня восемь из десяти украинцев считают себя счастливыми. Но если сравнивать с другими европейскими странами, получается шестое место снизу. Луше всего со счастьем у шведов, а самые несчастливые болгары.

Украинцы недовольны своим уровнем жизни по сравнению с другими странами. При этом половина украинцев считает, что они живут лучше своих родителей. Неудивительно, судя по количеству машин и строящихся домов. Еще по ответам для счастья украинцам не хватает здоровья и независимости.

--
Социальный капитал

Украинцы не доверяют украинцам. Вдвое больше отвечают, что людям нельзя доверять, а нужно быть осторожными в отношениях с "чужими". В лидерах рейтинга доверия Дания, Финляндия и Швеция. Это показывает, что доверие важно при построении социального государства.

Недоверие мешает развитию. Сложно развиваться, когда ты не способен объединиться для создания общего блага. В странах с уважением к закону недостаток доверия компенсируют юристы. В странах, где закон что дышло, без доверия возможны только авторитарная модернизация, либо выживание.

--
Экономические ценности

Украинцы чаще других европейцев считают, что собственность должна быть государственной. Они больше других полагают, что государство должно о них заботиться. Они реже отвечают, что залогом благополучия является упорный труд. И хуже других воспринимают разницу в доходах.

Украинцы поровну отвечают на вопрос - "Что важнее, экология или экономический рост?" Для сравнения, в Швеции этот показатель восемь к одному в пользу экологии. Рядом со Швецией в списке Дания, Германия и Финляндия. То есть, бережное отношение к природе не мешает росту.

--
Коррупция

По терпимости к коррупции украинцы в середине списка. Зато они в самом конце по рискам ответственности за коррупционные преступления. То есть, "люди у нас хорошие, но Сталина на них нет!" Но по этому показателю ожидания "сильной руки" Украина не на первом месте в Европе.

Наибольшее ожидание небесных кар для коррупционеров и одновременно наибольшая обеспокоенность коррупцией в ответах румын. При этом в Европе есть страны, в которых ответственность наступает за счет репутации, а не карательных мер. И живут они лучше Румынии и Украины.

--
Безопасность

Три четверти украинцев считают, что живут в безопасной стране. По сравнению с 2011 годом они реже видят вокруг воровство, пьянство и вмешательство силовиков в частную жизнь. Но это далеко не лучший показатель. Девять из десяти немцев ничего похожего не замечают.

Все меняется в ответах на вопрос - "Были Вы, либо член семьи жертвой преступления?" Немцы сталкиваются с этим вдвое чаще. Украина достаточно безопасная страна при столь слабом уровне защиты со стороны государства. И уровень доверия между людьми мог бы быть гораздо выше.

--
Этика

Украина находится в конце списка по отношению к насилию в семье, мелкому воровству и возможности на шару получить помощь от государства. Мы не любим платить налоги и равнодушно относимся к террористическим актам, взяткам чиновников и безбилетным пассажирам.

Мы категорически против гомосексуальности и проституции. Противников абортов у нас чуть меньше, чем в Польше, просто они пока не пишут законы. Мы не возражаем против видеонаблюдения, перлюстрации электронной почты и сбора о нас информации со стороны государства.

--
Политика

Две трети украинцев не интересуются политикой. При этом две трети обсуждают политику в кругу друзей. Парадокс, но так отвечают респонденты. Лишь небольшой процент украинцев ищет информацию о политиках, агитирует, жертвует деньги, подписывает петиции и участвует в митингах.

Ниже по активности только Албания, Беларусь, Турция и Азербайджан. Даже россияне более политически активны, и в следующем исследовании их догонят беларусы. А на вершине рейтинга Великобритания, Германия и Швеция. Там две трети участвует, а не обсуждает на кухне.

--
Постматериализм

Что важнее - экономика и обороноспособность, или развитие человеческого капитала? Украинцам важнее экономика и безопасность, а про человека вспоминает один из пяти. Не самый плохой показатель, но далеко от лидеров - Швеции, Германии, Финляндии, Дании, Словении.

Кстати, Словения лидирует по ВВП на душу населения среди всех пост-социалистических стран. Возможно, они вовремя поняли, что один Илон Маск и Сергей Брин могут создать столько же, сколько вся Украина генерирует за десять лет. Все тридцать миллионов взрослых украинцев.

--
Послесловие

Когда инвесторы вложили в Google первый миллиард, журналисты на пресс-конференции спросили - "А как вы собираетесь возвращать деньги?" На что Брин сотоварищи ответили - "Еще не знаем, но мы посчитали, что через три года у нашего сервиса будет миллиард пользователей."


Есть ли в Украине такие же талантливые люди? Думаю есть. Есть ли у инвесторов такое же доверие к украинским институтам, чтобы вложить миллиард в креативный проект? Думаю, это риторический вопрос. Если мы не доверяем ни себе, ни своему государству, никто не доверит нам свои деньги.

Юрий Христензен