На фоне заявления Саудовской Аравии о том, то страна готова рассмотреть вопрос о снижении уровня добычи нефти, в понедельник нефтяные котировки немного подросли. Однако, учитывая, что весь последний месяц цена на нефть неизменно падала, опустившись к концу минувшей недели к показателям ранней весны этого годы (ниже 70 долларов за баррель), и беря во внимание общеэкономическую конъюнктуру, большинство аналитиков сходится во мнении, что в среднесрочной перспективе сохранится общий тренд на снижение котировок. И хотя сведения о неких предварительных договоренностях в рамках ОПЕК о снижении добычи нефти на прошлой неделе в прессу просочились, существует целый ряд факторов (например, неизменный курс Венесуэлы на рост добычи и множащиеся слухи по поводу возможного расформирования ОПЕК), свидетельствующих об устойчивом и долгосрочном характере нынешнего так называемого «периода падения». Как всегда при подобном развитии событий главная интрига заключается в том, в какой момент переломится тренд, на каких отметках будет зафиксировано дно и рост цен возобновится. Для России этот вопрос имеет приоритетное значение, поскольку от ответа на него напрямую зависят перспективы отечественного бюджета.
Пока спикеры от экономического блока правительства демонстрируют хладнокровную невозмутимость. Дескать, нынешний бюджет верстался, исходя из цены в 50 долларов за баррель нефти, и, пока она выше, бюджет в любом случае останется профицитным. А если вдруг опустится ниже обозначенных значений, ну так что же – будем потихоньку его секвестировать. Нам не впервой. Однако такой сценарий пока действительно кажется маловероятным, поскольку, помимо всего прочего, падение нефтяных цен неизбежно влечет за собой снижение курса национальной валюты, что, в свою очередь, также способствует наполняемости российского бюджета. Однако не будем забывать, что сегодня любой, даже сдержанно оптимистичный прогноз по поводу перспектив российской экономики неизменно упирается в проблему санкций.
По данным агентства Reuters, всю прошлую неделю основные экспортеры российской нефти вели ожесточенные переговоры со своими западными партнерами по поводу внесения изменений в контракты на 2019 год. В преддверии введения новых санкций со стороны США «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть» пытаются минимизировать риски. По данным журналистов агентства, российские нефтетрейдеры требуют от своих западных партеров согласиться на штрафные санкции в случае с задержками в оплате за уже поставленный товар из-за введения новых ограничений, тем самым предлагая импортерам российской нефти разделить ответственность за возникновение форс-мажорных обстоятельств с поставщиками. Кроме того, «Сургутнефтегаз» пытается склонить своих партнеров пересчитать все контракты в евро и согласиться на оплату именно в той валюте.
Мне, честно признаться, требование внести в контракты пункты о штрафных санкциях в случае с задержками оплаты по вышеобозначенной причине кажется несколько наивным. И я не вполне понимаю, почему западные компании на него не соглашаются. Потому что, если возникнут проблемы с перечислением платежей за уже поставленную нефть, то со штрафами будет та же самая история. И в этой ситуации импортеры всегда смогут сказать: «Мы вовсе не отказываемся от своих контрактных обязательств. У нас просто сейчас нет никакой возможности их реализовать. Но мы это непременно сделаем, как только санкции будут сняты».