Редкий россиянин сможет назвать премьера Чехии (его зовут Андрей Бабиш), немногим большее число вспомнит ее президента (Милоша Земана), зато чуть не полстраны теперь знает по имени и в лицо Павла Новотного, главу пражского городского района Ржепорые. Неважно, что эта местность на самом краю города и ее администрацию вполне можно было бы назвать сельсоветом. Знать он силен, раз против него лично брошена пресс-служба российского МИД, а также вся мощь пропагандистской артиллерии во главе с Владимиром Жириновским и звездным телевизионным дуэтом Скабеевой-Попова с телеканала «Россия — 1».
«Мне написала из Москвы знакомая, с которой не общались лет пятнадцать», - поражается преподаватель Карлова университета в Праге. Ей интересно, нормальные ли люди живут в районе Ржепорые, если там староста — придурок.
Именно в этом образе российские телеканалы постарались выставить Павла Новотного. Однако можно спорить, кто выглядел глупее в эфире программы «60 минут». Возможно, потому что Новотный сам, по чешским, правда, меркам, мастер медийного скандала. Долгое время работал в местном аналоге «Комсомолки» - газете «Блеск», а перед тем, как избраться старостой, несколько месяцев трудился сценаристом у «чешского Соловьева» - телеведущего Яромира Соукупа с телеканала «Баррандов».
В любом случае, впервые, наверное, с 2014 года и присоединения Россией Крыма, а может быть, и вообще первые, чехи дружно смотрят российское телевидение. Соцсети буквально забиты гиперссылками на эфир «центральных телеканалов». И надо сказать, что эти передачи произвели на большинство смотревших сильное впечатление. Для страны, где в прайм-тайм по общественному телевидению может идти ток-шоу о родной природе, буйство страстей эфиров с Жириновским, Скабеевой, Поповым и другими российскими звездами политики и телевидения — это откровение.
Крик и едва ли не драки (это они еще не все видели) в прямом эфире шокируют сдержанных чехов даже больше, чем предложение лидера ЛДПР ввести в их страну снова, как в 1968 году, танки. То, что привыкшими уже к отечественным ток-шоу россиянами переваривается практически без отрыжки, у чешских зрителей вызывает шок. Как и благодарные российские телезрители, интересующиеся психическим состоянием жителей района Ржепорые, пражане спрашивают: «Они вообще там нормальные?» И сами отвечают, что явно не вполне.
За политическую карьеру Новотного, а возможно, и профессиональную в качестве ведущего какого-нибудь ток-шоу теперь наверняка можно не беспокоиться. Он стал широко известен не только в России, но и в Чехии. О нем, а также о российском телевидении, кремлевской пропаганде и вообще нашей стране написали, кажется, все ведущие чешские издания любой политической направленности.
В итоге, репутации России нанесен непоправимый урон. Ролики с эфирами российских телеканалов, снабженные чешскими титрами, вышли далеко за пределы круга «борцов с российской угрозой» или, наоборот, профессиональных «поклонников сильной руки Владимира Путина». Их массово смотрят люди, для которых Россия долгие годы была за пределами их личного и профессионального интереса.
Вне зависимости от их политических установок в глазах большинства чехов наша страна представала как большая и, скажем так, серьезная. Серьезный потенциальный враг НАТО или, наоборот, серьезный и выгодный торговый партнер Чехии, серьезная наследница СССР или, на худой конец, просто серьезная, большая страна, немного дикая, северная, милитаристская, но все равно внушительная.
Теперь же они увидели то, что раньше смотрели только россияне. Всю эту пропаганду «для внутреннего пользования», как снисходительно объясняли кремлевские эксперты, когда их спрашивали, не скажется ли негативно этот цирк злобных клоунов на международных позициях Российской Федерации. И вот чехи обнаружили, что крупнейшие телеканалы этой страны транслируют в прямой эфир что-то похожее на пьяную драку в борделе.
Это очень агрессивно, - пишут одни в соцсетях. Агрессивно и глупо, - добавляют другие. Агрессивно, глупо и смешно, - уточняют третьи. А четвертые рассуждают о том, что староста района Прага-Ржепорые всегда выглядел глуповато и пошловато, но на фоне российских телеведущих и участников ток-шоу оказалось, что он вполне нормальный. Выплеснувшись за пределы российской аудитории, кремлевская пропаганда учит не уважать Россию и даже не бояться ее, а лишь издеваться над ней, что успешно и делает Павел Новотный.
Вишенка на торте — серьезность, с которой Новотного обвиняют не в странной идее поставить «на районе» памятник власовцам, а ни много ни мало в «пробуждении нацизма». Его, еврея по происхождению, главной проблемой которого в недавнем прошлом были не российские телевизионщики, а местные антисемиты, которые время от времени присылали ему угрожающие письма. Еврей-неонацист — такое, наверное, только в эфире российского телевидения может появиться. Если, конечно, не вспоминать про сумасшедший дом.