"ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ ОТ HOMO POLITICUS?" - Юрий Христензен

"ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ ОТ HOMO POLITICUS?" - Юрий Христензен

Рассмотрим особенности поведения современных избирателей, которые мешают им действовать в собственных интересах. Эти особенности можно использовать для манипулирования, а можно помочь избирателю исправить собственные ошибки. Сообщить ему нужную информацию, привить необходимые навыки, подтолкнуть к рациональному выбору.

--
Выбор по умолчанию (ошибка статус-кво). Нам свойственного выбирать того политика, который чаще мелькает в телевизоре, соцсетях и на билбордах. Мы не любим самостоятельно искать и анализировать информацию. Этим пользуются политтехнологи, создавая образ политика под наши хотелки. Контролирует его после выборов тот, кто финансирует этот процесс.

В экономике подобная ошибка нивелируется стандартизацией условий купли-продажи. Договор не должен включать скрытые обязательства, невыгодные клиенту. Он должен быть прост, понятен и содержать всю необходимую информацию. Также является обязательным предоставлением гарантии на товар и ответственность за нарушение договорных обязательств.

--
Психологическое бюджетирование. Люди по разному относятся к своим доходам, в зависимости от источника их происхождения. Например, к 165 тыс грн своих налогов из государственного бюджета, которые мы на парламентских выборах поменяем на бюллетень и поставим в нем галочку, мы относимся не столь ответственно, как к точно такой же сумме из семейного бюджета.

Подобная ошибка свойственна детям. Если дать им пакет с деньгами, они с удовольствием поменяют его на конфету, помнут, порвут, или разрисуют. Политические взрослые этим пользуются, соревнуясь в предложении "конфет". Состыковать избирателя с собственными налогами помогает обучение, просвещение, подталкивание и опыт хождения по граблям.

--
Влюбленность в политика. Людям свойственно рационализировать свой выбор, даже когда он является спонтанным и скорее всего неверным. Они идеализируют "своего" политика и демонизируют его оппонентов. В этом им успешно помогают политтехнологи. После выборов влюбленность быстро проходит, а выданный кредит доверия, обычно, не реализуется.

В экономике эффект "влюбленности" в товар компенсируется возможностью его возврата в течение двух недель. В политике возможность отзыва депутата тоже существует, но она не работает из-за целого комплекса поведенческих проблем. Например, из-за нечетко прописанных условий гарантии в договоре, который должен нивелировать ошибку статус-кво.

--
Гиперболическое дисконтирование. Эта поведенческая особенность вызвана конфликтом двух "Я" - нетерпеливого, думающего только о настоящем, и благоразумного, заботящегося о будущем. Долгосрочное "Я" подсказывает, что нужно ответственно подходить к своим 165 тыс грн. А краткосрочное "Я" легко продает свой голос за пакет гречки, либо небольшую сумму денег

С гиперболическим дисконтированием мы постоянно сталкивается, когда обещаем себе завтра заняться спортом, либо бросить курить. Просыпаемся завтра, а там сегодня. Где желание поспать, или покурить передает управление нашим действием краткосрочному "Я". Лечится это опять же взрослением. Обучением, просвещением, и многократным наступанием на грабли.

--

Существуют еще "холодные" и "горячие" психологические состояния, ошибки оптимизма и пессимизма, ошибки, связанные с внутренней мотивацией и зависимость наших действий от контекста. Даже краткого описания наших поведенческих особенностей достаточно, чтобы понять уровень сложности проблем. Но сложно, это не невозможно. Все эти проблемы можно решить.

Юрий Христензен