Чем запомнился актер Иван Бортник

Чем запомнился актер Иван Бортник

Актер театра и кино Иван Бортник скончался поздно вечером в пятницу, 4 января. «Иван скончался вчера в 23:00. Врачи говорят, что скорее всего тромб», — слова супруги актера Татьяны Борзых. Официальная причина смерти Бортника пока не названа. 

Ивана Бортника знают, пожалуй, все кто хотя бы раз смотрели телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Экранизация романа братьев Вайнеров«Эра милосердия», в котором речь шла про послевоенную борьбу сотрудников уголовного розыска с жестокой бандой «Черная кошка», запомнилась не только динамичным сюжетом и закрученной интригой, но и великолепной игрой целого созвездия звезд советского экрана. Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова, Владимир Конкин, сыгравший его напарника, недавнего фронтовика Шарапова, Сергей Юрский, персонажа которого несправедливо обвинили в убийстве, Александр Белявский — жестокий Фокс и, конечно же — Армен Джигарханян, «Горбатый» главарь «Черной кошки». Но и роли второго плана в картине получились отличные — Станислав Садальский как шепелявый вор-карманник по прозвищу «Кошелёк», Евгений Евстигнеев как вор в законе Ручечник. И, конечно, незабвенный Промокашка, которого сыграл Бортник.

Ко времени начала работы в «Месте встречи...» Иван Бортник был больше известен по своим театральным ролям. Он родился в 1939-м, в детстве занимался в самодеятельной киностудии при ЦПКиО имени Горького, хотел стать актером и после окончания школы поступил сначала в ГИТИС, а потом перевелся в Щукинское училище на актерский курс Владимира Этуша. После училища был принят на работу в театр имени Гоголя, но тамошний репертуар ему не нравился.

«Переиграл всех дегенератов, — рассказывал Борник в интервью журналу „Советский экран“. — Я не шучу, просто драматургия была такая. Всякие там „Любовь без прощания“, „Свидание у черемухи“, то есть полный бред. Театр-то „привокзальный“, „для командировочных“, репертуарная политика неясная, случайные пьесы, случайные авторы».

Но в 1967-м уже знаменитый режиссер Юрий Любимов позвал Бортника к себе, в Театр на Таганке. «Здесь мне повезло больше», — скромно говорил актер. В спектаклях Таганки, которые в то время гремели на всю Москву (и не только, разумеется) он играл Лаэрта, Соленого, Сатина, Моцарта. «Даже Коробочку, правда, не смейтесь, — вспоминал он и добавлял: «Нет, на театр я пожаловаться не могу».

А вот с кино отношения у Ивана Бортника оказались сложными. Первую роль он получил в 1962-м, когда еще работал в театре имени Гоголя, причем вспоминал о ней без особой теплоты — мол, тогда была мода на антирелигиозные фильмы, вот и получилась «Исповедь». Потом не снимался восемь лет, да и после того, как фильмография Бортника начала активно пополняться, ему доставались лишь роли второго плана.

«Место встречи изменить нельзя» должны были стать для него первой главной ролью, но снова вмешалась судьба — на этот раз в виде друга и коллеги по Таганке Владимира Высоцкого. Они в самом деле дружили, тот даже посвятил Бортнику одну из своих песен — «Письмо к другу» («Ах, милый Ваня...»). Но утвердить Высоцкого на роль Жеглова режиссеру удалось, а вот согласовать двух актеров Таганки на две главные роли — уже нет. Шарапова сыграл Конкин, а Бортнику Говорухин предложил выбрать персонажа самому, и тот выбрал Промокашку.

Вернее, никакого Промокашки в сценарии не было, этот член банды был описан несколькими словами — «молчаливый парень в шестиклинке». Не было и реплик. Но режиссер разрешил импровизировать — и вся сцена на воровской «малине» была, по сути, придумана Бортником. Правда, в итоговой версии от нее мало что осталось: консультант от милиции резко выступил против. «Товарищ генерал сказал, что если роль останется в таком виде, то завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке», — вспоминал Бортник.

Но несколько крылатых фраз этот персонаж после себя оставил — в дополнение к общему цитатнику, которым стало «Место встречи...».

Иван Бортник, «Зеркало для героя», 1987 г. 

«Вообще я считаю, что в кино снимался в основном неудачно, — рассказывал актер. — Положа руку на сердце, стыдновато кое за что. А какие-то роли, даже маленькие, люблю. В „Родне“, например».

Если судить по числу фильмов, то Бортник снимался много. Сам он вспоминал только некоторые работы. «Зеркало для героя» (чуть ли не единственная главная роль) и «Мусульманина» Владимира Хотиненко, «А был ли Каротин?» Геннадия Полоки... Одной из последних киноработ Бортника стала историческая драма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».

Но в последние годы он и на театральную сцену выходил только в спектакле-воспоминании «Высоцкий».

Станислав Садальский опубликовал в своем блоге в Instagram фотографию Бортника и Высоцкого и привел отрывок из интервью Бортника «Российской газете», в котором он говорит, что спокойствия в его жизни никогда не было.

«В моей профессии нельзя себя щадить», — заключил он.