Актер театра и кино Иван Бортник скончался поздно вечером в пятницу, 4 января. «Иван скончался вчера в 23:00. Врачи говорят, что скорее всего тромб», — слова супруги актера Татьяны Борзых. Официальная причина смерти Бортника пока не названа.
Ко времени начала работы в «Месте встречи...» Иван Бортник был больше известен по своим театральным ролям. Он родился в 1939-м, в детстве занимался в самодеятельной киностудии при ЦПКиО имени Горького, хотел стать актером и после окончания школы поступил сначала в ГИТИС, а потом перевелся в Щукинское училище на актерский курс Владимира Этуша. После училища был принят на работу в театр имени Гоголя, но тамошний репертуар ему не нравился.
«Переиграл всех дегенератов, — рассказывал Борник в интервью журналу „Советский экран“. — Я не шучу, просто драматургия была такая. Всякие там „Любовь без прощания“, „Свидание у черемухи“, то есть полный бред. Театр-то „привокзальный“, „для командировочных“, репертуарная политика неясная, случайные пьесы, случайные авторы».
Но в 1967-м уже знаменитый режиссер Юрий Любимов позвал Бортника к себе, в Театр на Таганке. «Здесь мне повезло больше», — скромно говорил актер. В спектаклях Таганки, которые в то время гремели на всю Москву (и не только, разумеется) он играл Лаэрта, Соленого, Сатина, Моцарта. «Даже Коробочку, правда, не смейтесь, — вспоминал он и добавлял: «Нет, на театр я пожаловаться не могу».
«Место встречи изменить нельзя» должны были стать для него первой главной ролью, но снова вмешалась судьба — на этот раз в виде друга и коллеги по Таганке Владимира Высоцкого. Они в самом деле дружили, тот даже посвятил Бортнику одну из своих песен — «Письмо к другу» («Ах, милый Ваня...»). Но утвердить Высоцкого на роль Жеглова режиссеру удалось, а вот согласовать двух актеров Таганки на две главные роли — уже нет. Шарапова сыграл Конкин, а Бортнику Говорухин предложил выбрать персонажа самому, и тот выбрал Промокашку.
Вернее, никакого Промокашки в сценарии не было, этот член банды был описан несколькими словами — «молчаливый парень в шестиклинке». Не было и реплик. Но режиссер разрешил импровизировать — и вся сцена на воровской «малине» была, по сути, придумана Бортником. Правда, в итоговой версии от нее мало что осталось: консультант от милиции резко выступил против. «Товарищ генерал сказал, что если роль останется в таком виде, то завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке», — вспоминал Бортник.Но несколько крылатых фраз этот персонаж после себя оставил — в дополнение к общему цитатнику, которым стало «Место встречи...».
«Вообще я считаю, что в кино снимался в основном неудачно, — рассказывал актер. — Положа руку на сердце, стыдновато кое за что. А какие-то роли, даже маленькие, люблю. В „Родне“, например».
Если судить по числу фильмов, то Бортник снимался много. Сам он вспоминал только некоторые работы. «Зеркало для героя» (чуть ли не единственная главная роль) и «Мусульманина» Владимира Хотиненко, «А был ли Каротин?» Геннадия Полоки... Одной из последних киноработ Бортника стала историческая драма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».
Но в последние годы он и на театральную сцену выходил только в спектакле-воспоминании «Высоцкий».
Станислав Садальский опубликовал в своем блоге в Instagram фотографию Бортника и Высоцкого и привел отрывок из интервью Бортника «Российской газете», в котором он говорит, что спокойствия в его жизни никогда не было.
«В моей профессии нельзя себя щадить», — заключил он.