Чем живут прихожане украинской церкви в России

Чем живут прихожане украинской церкви в России

Свято-Троицкий храм в городе Ногинске — единственный приход Украинской православной церкви Киевского патриархата в Подмосковье. За последние два года его потребовали снести уже четыре судебные инстанции, в том числе Верховный суд РФ. Сейчас дело рассматривает ЕСПЧ.

На сегодняшний день Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает более 5000 приходов против более чем 12 000 приходов, относящихся к Московской патриархии. При этом, по данным опроса, проведенного недавно Киевским международным институтом социологии, Центром Разумкова и центром SOCIS, к церкви Киевского патриархата себя относят более 45% украинских верующих (к УПЦ МП — 17% опрошенных). Чуть менее десяти приходов УПЦ КП работают и в России. Почти все — в Белгородской и Курской областях, на границе с Украиной. Но один из храмов построили в 50 километрах от Москвы.

Храм, который всем мешает

Свято-Троицкий храм Киевского патриархата — это красное кирпичное здание в частном секторе Ногинска. От соседних домов его отличает только маленький синий купол с крестом и колокольня, неуклюже возвышающаяся на один этаж. Колокола для нее уже куплены, но не установлены. Лишний раз беспокоить жителей района здесь не хотят.

Два года назад эти жители якобы отправили в администрацию Ногинского района коллективное письмо, где пожаловались на то, что храм им мешает. А уже администрация подала заявление в суд, который постановил церковь снести. Вышестоящие инстанции, в том числе Верховный суд РФ, это постановление подтвердили. И, по словам иеромонаха Меркурия, который служил в Свято-Троицком храме несколько лет, а потом вернулся в Украину, теперь в храме ждут, что «бульдозеры могут приехать в любой момент».

Формально причина для сноса простая: участок, на котором построена церковь, находится на территории, предназначенной для индивидуального жилищного строительства. А храм — это культовое сооружение, для строительства которого нужно специальное разрешение. Этого разрешения у Свято-Троицкого прихода нет. Его настоятель отец Адриан просил администрацию выделить под церковь участок, но ему ответили, что подходящих мест в Ногинске нет.

Учитель, который стал священником

Отец Адриан, мирское имя которого — Валентин Старина, приехал в Ногинск еще в 1989 году. Он родился в Днепропетровске и закончил Киевский педагогический институт. А после, как рассказывает он сам, у него состоялся судьбоносный разговор с Филаретом — тогда еще не Киевским патриархом, а митрополитом Киевским и Галицким. И именно он посоветовал молодому учителю стать священником. Адриан цитирует его слова: «Поскольку Вы верующий человек, поезжайте в Москву, поступайте в духовное учебное заведение и становитесь священником».

После этой беседы Адриан поступил в Ленинградскую духовную академию и познакомился с тогдашним патриархом РПЦ Пименом, который позже и отправил его в свой родной город Ногинск восстанавливать разрушенный Богоявленский собор.

За несколько лет отец Адриан не только восстановил главный городской храм, но и построил три благотворительных столовых, медпункт и гимназию, где стали учиться дети с первого по десятый класс: «Кроме предметов по программе государственной, я еще добавил двадцать предметов других, — рассказывает Адриан. — Например, этику, эстетику, историю философии, историю медицины, богословские предметы, логику, психологию».

Богоявленский собор, который в 90-е восстановил отец Адриан. Сейчас это главный храм РПЦ в Ногинске

А в голодные девяностые он даже организовал специальный фургон с горячими обедами, еду с которого могли получить все желающие независимо от вероисповедания.

РПЦ, с которой сложно договориться

Но в 1990 году умер патриарх Московский Пимен, и в РПЦ началась борьба за патриарший престол. На него претендовали двое: Филарет, на некоторое время ставший местоблюстителем, и митрополит Алексий, который и стал впоследствии Алексием II.

Вскоре развалился и Советский Cоюз, а вместе с ним и единая Русская православная церковь. На Украине начали говорить о создании собственной, независимой от Москвы церкви. В результате Филарет, обидевшийся на решение Поместного собора, вернулся в Киев и объявил, что становится патриархом новой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

По словам Адриана, в конце 1991 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, прямой руководитель настоятеля Богородского собора, спросил у него, как тот относится к Филарету. А тот отозвался о будущем украинском патриархе слишком позитивно.

А вскоре случилась и еще одна история: отец Адриан, бывший в то время народным депутатом Московского областного и Ногинского городского советов, вместе с дипломатами поехал в Иерусалим, где нагрубил местному священнику, который случайно оказался братом секретаря епархии.

По версии Адриана, именно эти события привели к тому, что в 1993 году ему запретили служить в церквях РПЦ и предали анафеме. Но он принял решение: собор не отдавать. Вместо того, чтобы уехать из Ногинска, Адриан перешел из РПЦ в Киевский патриархат и продолжил проводить службы в соборе.

Однако в самой РПЦ считают, что все было совсем не так. По ее версии, отца Адриана уличили в недостойном поведении. В начале 90-х его обвинили в изнасиловании двух мальчиков-прислужников. А согласно протоколу Архиерейского собора Русской православной церкви за границей 1993-го года, один из них даже повесился.

Отец Адриан признает, что такие обвинения действительно были, но утверждает, что на самом деле прислужники были уличены в краже икон. А РПЦ якобы просто пытается отвлечь внимание от того, что происходит внутри нее.

Но, как бы то ни было, в 1997 году храм у отца Адриана все-таки отобрали. Чтобы сохранить восстановленный приход, верующие даже строили вокруг Богоявленского собора баррикады. Но они не помогли. Направленный в храм отряд ОМОНа задержал всех, включая детей, — рассказывает монахиня Римма, которая была свидетельницей тех событий: «Меня взял ОМОНовец за рукав, швырнул, и я упала. Меня подняли, я даже не помню, кто. И забрали в милицию. Сочинили что-то, бумагу целую написали. Вроде бы я оскорбляла кого-то. Я сказала, что, если вы любите так сочинять, продолжайте сочинять! Я этого ничего не делала и подписывать не буду».

Прихожане, которые не бросают свой храм

Большинство сегодняшних прихожан Свято-Троицкого храма УПЦ КП вместе с Адрианом еще с 90-х. В основном это пожилые бабушки, многие из них — монахини. Настоятеля здесь очень уважают, если не сказать преклоняются. «Он очень талантливый, умный, добрый. Он все делает для людей. Он очень любит людей», — говорит про него монахиня Римма. Все, что происходит в приходе, делается по его наставлению. «Это владыка так решил», «Только когда придет владыка», «Это только владыка может сказать» — постоянно слышится в храме.

Отец Адриан — действительно очень харизматичная и сильная личность. Возможно, именно поэтому ему удается сохранять приход уже более 20 лет. Когда верующим пришлось покинуть Богоявленский собор, они основали Свято-Троицкий храм. Современное здание было построено только в 2014 году, когда отец Адриан купил участок на окраине Ногинска. А до этого момента прихожане молились в здании бывших казарм. Некоторое время там даже не было газа и воды, но помог Владимир Путин — и доступ ко всем удобствам вернули.

Портреты президента России и премьер-министра Дмитрия Медведева даже висят в трапезной — прямо над почетным местом во главе стола. А на заборе снаружи — благодарственное письмо губернатору Московской области Андрею Воробьеву, которое повесили незадолго до региональных выборов.

Жители Ногинска, которые не против храма

Впрочем, жители окрестных домов особого внимания на письмо, как и на сам храм, не обращают. Пенсионер Анатолий говорит, что это участок, выкупленный в частную собственность, а «к частной собственности какие претензии?»

Хотя многие верующие Ногинска, которые ходят в другие церкви, например, в теперь принадлежащий РПЦ Богоявленский собор, уверены, что прихожане Свято-Троицкого храма — раскольники. На доске объявлений на воротах собора даже висит напоминание: «Предупреждаем о духовной опасности для верующих обращения за молитвой, участия в их псевдобогослужениях. Вера в ложь не спасает!»

Но прихожане Свято-Троицкого храма недоумевают, как можно снести православный храм. Сейчас дело рассматривает ЕСПЧ, но каким бы ни было его решение, скорее всего, этого не произойдет, говорит отец Адриан: «Сейчас Москва уже побоится с нами воевать, потому что нас восемь, а приходов Московского патриархата на Украине — 12 000. Если вам мешают восемь украинских церквей, то нам мешают все приходы Московского патриархата. Это политика».

Но есть и другая причина: для бабушек, которые сюда приходят, нет места дороже Свято-Троицкого храма. Здесь им нравится, а кто патриарх — для них не так важно. Ведь они молятся богу, а не патриарху.