В этих условиях большинство политтехнологов посоветует провести важные назначения до окончания срока президентства по Конституции Украины.
Кто-то посоветует назначить лояльных. Кто-то "бесцветных". Кто-то системных без кавычек. А кто-то "системных" с кавычками. Сейчас президент имеет полное конституционное право это сделать. Через три месяца с этим могут возникнуть проблемы.
--
История вопроса
Конституция Украины
"Ст. 103. Президент України обирається громадянами України строком на п'ять років. Чергові вибори Президента України проводяться в останню неділю березня п’ятого року повноважень Президента України.
Ст. 108. Президент України виконує свої повноваження до вступу на пост новообраного Президента України."
Конституция не говорит о возможности отмены выборов президента в условиях войны. Но гарантирует избирателям свободу волеизъявления. Если условия безопасности не обеспечивают свободу волеизъявления, то возникает коллизия.
Срок полномочий действующего президента заканчивается. Условия безопасности не позволяют провести очередные выборы. Действующий президент исполняет полномочия до появления нового президента и после окончания своего срока.
--
Какие возможны варианты?
Изменить текст Конституции для устранения коллизии невозможно. Статья 157 прямо запрещает это делать. Можно отменить военное положение, внести изменения и снова ввести. Но легальности и легитимности это вряд ли добавит.
Можно провести президентские выборы в срок. Но непонятно, например, как технически организовать участки на линии боевого соприкосновения. Как обеспечить свободу политической борьбы кандидатов? Иначе выборы не будут легитимными.
Можно обратиться в Конституционный суд с просьбой разрешить коллизию. Тем более, что похожая коллизия возникает с полномочиями Верховной Рады. Но в этом случае есть косвенное указание Конституции на решение проблемы.
"Ст. 83. У разі закінчення строку повноважень Верховної Ради України під час дії воєнного стану її повноваження продовжуються до дня першого засідання першої сесії Верховної Ради України, обраної після скасування воєнного стану."
То есть, Конституция ограничивает срок полномочий Верховной Рады и не ограничивает возможность проведения выборов в условиях военного положения. В точности как и с президентом. Но объясняет что делать, если выборы невозможны.
--
История разрешения коллизий
После бегства Януковича в 2014 году Верховна Рада в соответствии со Ст. 108 Конституции признала невозможность президентом исполнять свои полномочия и назначила досрочные президентские выборы. Всё легально и легитимно.
На период до избрания нового президента его обязанности были возложены на Голову Верховной Рады в соответствии со Ст. 112 Конституции Украины. Голова ВР был избран в тот же день легитимной Верховной Радой - 2012. Конец коллизии.
Теоретически, этот способ можно использовать и сейчас. При этом Украина фактически превращается в парламентскую республику до новых президентских выборов. Это будет легально. А легитимность нужно смотреть в соцопросах.
Нужно понимать, что в любом случае у президента Украины весной этого года возникнут проблемы с легальностью и легитимностью. Если проблему с легальностью как-то можно решить, то проблему легитимности решает не президент.