23 августа Александр Лукашенко впервые появился на видео со стрелковым оружием в руках, причем не на военном полигоне и не на заводе, а в центре Минска. Видимо, ожидалось, что решительный вид должен вдохновить его последний электорат – ОМОН, части спецназначения и чиновников.
Однако кадры с вооруженным политическим лидером возле своего дворца не предвещают ничего хорошего. Обычно это значит, что власть этого политика заканчивается. По крайней мере, мы имеем такие примеры из истории.
Важные обстоятельства
Понятно, что уйма политических деятелей прошлого и настоящего имеет в своем портфолио картины, фото или видео с оружием – от средневековых королей до современной британской королевы. Сами по себе эти кадры свидетельствуют разве что только о том, что человек с оружием – не пацифист, и больше ни о чем.
Так, для древних королей оружие было неотъемлемым символом власти и принадлежности к сообществу военной элиты – в Европе король или князь был не каким-то существом принципиально иного сорта, а первым среди своих рыцарей, поэтому личная воинская смелость и способность на поле боя были важнейшими составляющими авторитета монарха.
(Короткое видео о жизни британской королевы Елизаветы ІІ начинается с кадров, на которых она испытывает новую армейскую штурмовую винтовку. Видео: Harper’S Bazaar)
В более поздние времена премьер-министры, президенты (да и короли с королевами тоже) чаще всего позировали с оружием как символом силы национальной армии, могущества промышленности своей страны, как материальным воплощением таланта своих инженеров и ученых. Однако это не вариант вчерашнего стендап-шоу Александра Лукашенко.
Симптом революции, переворота, проигранной войны
«Мы с вами до конца!» – кричали некоторые ОМОНовцы Лукашенко, косвенно говоря о том, что конец этот они уже видят и о нем думают. Впрочем, именно в таких ситуациях, когда конец власти приближается, мы и видим, как политические лидеры начинают с оружием сниматься на фото и видео на ступеньках своих резиденций. Раньше для этого просто не бывает повода.
В 1973 году почти так же выглядел левый президент Чили Сальвадор Альенде во время военного переворота под руководством Аугусто Пиночета. По последним данным, Альенде застрелился.
Жестокий диктатор Уганды и каннибал (не в переносном смысле) Иди Амин часто позировал с оружием среди своих военных, однако это никак не помогло ему победить в войне с Танзанией, которую он сам и начал. Часть угандийской армии выступила против диктатора и даже военная помощь от ливийского диктатора Муаммара Каддафи не спасла Амина от потери власти и бегства в Саудовскую Аравию в 1979 году.
Амин, среди прочего, отличился тем, что объявил войну США на один день, а на следующий ее завершил, объявив себя победителем. Ничего не напоминает?
В решительные моменты демонстрировал свою силу с оружием в руках иракский диктатор Саддам Хусейн. Жонглирование то ружьем, то АК-47 с балкона действовало совсем не на всех – сначала Хусейн захватил Кувейт в 1990 году, но уже в начале 1991-го проиграл войну международной коалиции, которая освободила Кувейт и наложила на Ирак жесткие санкции. После международной интервенции в Ирак он скрывался, был арестован и осужден в 2006 году на смерть иракским судом за геноцид собственного народа.
Эстафету от Амина перенял сам Каддафи. Во время «Арабской весны» он до последнего боролся за власть, демонстрировал свою решимость с калашниковым в руках, приказывая армии стрелять в собственных граждан, однако погиб очень жестокой смертью.
Амин обнимался с Каддафи, а с Каддафи не так давно обнимался уже сам Александр Лукашенко.
Андрей Кмитиц/ИР Belsat.eu