"ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" - Юрий Христензен

"ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" - Юрий Христензен

Одно из определений популизма - это когда политики напрямую обращаются к хотелкам и фобиям избирателей. А как же к нам обращаться? - спросят избиратели. Сейчас попытаюсь объяснить.

--
Политика - сложная штука. Среднему избирателю требуется переводчик, чтобы в ней разобраться. Сами политики и их конкуренты для этого плохо подходят ввиду заангажированности сторон. При попытке обратиться к избирателям напрямую у них часто получается популизм.

С момента принятия Хартии вольностей до построения демократии в Великобритании ушло 700 лет. Чуть меньше - 200 лет - понадобилось США от принятия демократической Конституции. В это время в будущих демократиях формировалась ветвь власти, отвечающая за "перевод".

На заре демократии избирателю было достаточно газет, в которых описывались достижения и "косяки" политиков. Разжевывались и дискутировались интересы общины. Политику указывали на его обещания. Избирателю не обязательно было все это помнить.

Вокруг интересов разных групп формировалось гражданское общество. Люди объединялись, чтобы защитить свои права. Иногда устраивали публичные акции, которые через свободную прессу доносились до избирателя. Избиратель на все это смотрел и делал свой выбор.

Те, кто читал качественную прессу, делали выбор на основании более полной информации чем те, кто читал желтую прессу. В результате первая аудитория получала конкурентное преимущество перед второй и имела больше возможностей поддержать "своих" политиков.

Со временем политика стала сложнее, а средств коммуникации появилось столько, что избиратель начал в них путаться. В результате "сложную" политику начал вытеснять популизм - непосредственное обращение к хотелкам избирателей со стороны "простых" политиков.

На это наложились постиндустриальная революция, гибридные войны и прочие катаклизмы. В результате сегодня мы наблюдаем восстание неолуддитов - попытку попасть в будущее с головой, повернутой назад. Роль четвертой власти, как переводчика, при этом только возросла.

Новые информационные технологии сегодня позволили каждому стать рупором четвертой власти. Но общий смысл "перевода" не изменился. Те, избиратели, которые подписаны на более полную и качественную информацию, получают конкурентное преимущество перед остальными.

Сегодня функция четвертой власти шире простого информирования. Это и обучение, и вовлечение, и удовлетворение запроса на участие. Потому что сегодня без развитых гражданских навыком можно легко стать жертвой популистов. И это касается не только политики.

Юрий Христензен