"Четыре процента" - Юрий Христензен

"Четыре процента" - Юрий Христензен

Примерно такой разрыв сейчас между соперниками в президентской гонке в США. На скриншоте конец июля, когда демократы уверенно выигрывали по соцопросам.

 Такой же скриншот на конец июля 2016 года, когда демократы так же уверенно выигрывали. Кому интересно могут сравнить, а здесь о том, почему этот разрыв не имеет значения.

Предположим, что одна из сторон имеет психологические профили всех американских избирателей. Либо внешняя сила, которая вмешивается в выборы за одну из сторон, имеет такие психологические профили. Эта внешняя сила координирует свои действия со штабом той стороны, за которую она вмешивается. Явно, либо в темную, на результат голосования это не влияет.

Разрыв до 10 процентов при такой конфигурации можно преодолеть с помощью синтетических методов вмешательства в выборы. Особенно в избирательной системе США, где значение имеют голоса в свинг-штатах. Для этого, как говорил Остап Бендер, существует четыреста сравнительно честных способов изъятия голосов. Здесь мы рассмотрим только часть из них.

--
1. Манипулирование списками

Предположим, что у вас есть доступ к спискам избирателей. По психологическим профилям строите карту политических предпочтений. Затем изменяете списки так, чтобы избиратели одной из политических сил себя в них не нашли. Пару процентов синтетического перевеса так можно получить незаметно для наблюдателей и журналистов. Но я встречал и тридцать процентов.

2. Мобилизация и демобилизация

Делите психологические профили на группы. Для каждой группы создаете свой набор сообщений, призванный мобилизировать избирателей одного кандидата прийти на участок, а избирателей другого кандидата проигнорировать выборы. Затем таргетированно распространяете эти сообщения на каждую группу с помощью рекламы и астротурфинга (платных троллей).

Это большая работа, потому что таких групп много. Например, на выборах 2016 года в США избирателей поделили на 200 тыс. профилей. А в Украине в 2019 году политтехнологи победившего кандидата ограничились 1 тыс. профилей. Каждому из них таргетированно сообщили свой образ президента. Социологи потом ревели горькими слезами, глядя на результаты опросов.

3. Паника и массовая демобилизация

Помните события в Новых Санжарах? Три администратора добавили в вайбер-группу пять тысяч жителей села и из-под поддельных аккаунтов начали их бомбить страшилками про страшный коронавирус. В том случае целью было, чтобы жители вышли из дома и устроили беспорядки. Но точно так же можно запугать жителей, чтобы они остались из дома в день выборов.

Делим избирателей свинг-штата по психологическим профилям. Разрабатываем набор месседжей "все заразятся и умрут!", чтобы они боялись прийти на участок. Таргетируем месседжи с помощью рекламы, астротурфинга и через контролируемые группы в соцсетях. Согласовываем со штабом своего кандидата, чтобы они дезорганизовали голосование по почте.

--
Рассмотренные действия производится удаленно и незаметно. Для сбора психологических профилей к вам в друзья добавятся боты, которые сбросят на сервера все ваши действия. По сотне лайков ваш профиль заполнят лучше, чем это сделают близкие родственники. Для тонкой настройки вам дадут ссылки на тесты, который вы сами с удовольствием пройдете.

В электронные системы голосования заранее внедряются трояны для манипулирования списками. Это безопасно по сравнению с манипулированием голосами, но одинаково эффективно влияет на результат. В соцсетях заранее создаются группы, либо в существующие группы добавляются бот-аккаунты, которые перед выборами занимаются астротурфингом.

Эта работа требует огромных ресурсов, сравнимых с ресурсами целого государства. Обычно речь идет о странах, которые в обычной жизни манипулируют поведением своих граждан. Эту услугу они аутсерсят вовне там и тогда, когда им выгодна победа какого-то кандидата. И это не только выборы в Украине и США. По Африке тоже ездят отряды политтехнологов Кремля.

Юрий Христензен