За последний год в правоохранительной системе Украины появилось сразу несколько новых структур: целых три антикоррупционных, Киберполиция, а 1 марта к ним еще присоединилось Госбюро расследований. Зарплаты сотрудников заставят обзавидоваться многих - от 30 тыс у рядовых до 70 тыс у руководства. Под стать им и траты ведомств. А вот результаты их работы пока, по словам экспертов, не видны.
Дорогое бюро
Антикоррупционное бюро (НАБУ) заработало в апреле 2015 года и сразу удивило своими закупками - рубашками по 1,7 тыс грн, футболками - по 1,1 тыс, носками за 373 грн. Глава НАБУ Артем Сытник объяснил, что это форма для спецназа, и она в принципе не дешевая.
Бюджет НАБУ на 2016 год при штате в 700 сотрудников заложен в 486 млн грн, из которых 42 млн потратят на информатизацию. Зарплаты у детективов - 31,5 тыс грн, а глава Артем Сытник заявлял о своих ежемесячных 70 тыс грн.
Время от времени бюро рапортует о результатах. 19 февраля они задержали руководителя государственной финансово-кредитной организации по подозрении в растрате 14 млн грн. А 1 марта - ректора частного университета, которая пыталась дать $10 тыс взятки замминистра образования. Сотрудники НАБУ даже умудрились задержать кандидата в свою структуру - там заявили, что прокурор ГПУ предлагал конкурсной комиссии $10 тыс за положительный результат.
Бороться со взятками оказалось некому
Создание Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции - одно из требований по предоставлению нам безвизового режима. Правда, структура не может пока заработать. Как сообщила депутат Ирина Геращенко, те, кто прошли отбор в Нацагентство вдруг отказались. Для запуска НАЗК было бы достаточно избрания трех членов из пяти, но один из них Виктор Чумак хлопнул дверью, заявив, что ни правительство, ни члены коалиции не заинтересованы в работе НАЗК.
Пока известно, что зарплаты у сотрудников будут минимум 26,8 тыс грн, а у директора - от 35 тыс.
Зато приступили к своим обязанностям в Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП), которое должно контролировать Антикоррупционное бюро. Средняя зарплата в ведомстве почти 60 тыс. грн, а у главы ведомства Назара Холодницкого - около 80 тыс грн.
Сотрудники САП сидят в здании бывшей Днепровской экологической прокуратуры - это отремонтированное помещение экс-генпрокурор Виктор Пшонка открыл в марте 2012 года. По данным наших источников в прокуратуре, основная статья расходов специализированных прокуроров - зарплаты, а вот о результатах их работы пока не слышно.
Есть перспектива
Мнения экспертов о том, нужны ли нам сразу три антикоррупционных органа, разделились. Экс-первый замгенпрокурора Николай Голомша считает, что необходима противовесов, чтобы никто не мог монополизировать тему борьбы с коррупцией и погрязнуть в политической борьбе.
«НАБУ должно быть самым эффективным органом, потому что у них есть нужные полномочия, оперативные службы, правовое обеспечение. Плюс есть специализировання прокуратура, которая осуществляет надзор за НАБУ. Весь этот процесс зациклен, автономный, у него есть перспектива. Но результаты их работы можно будет оценивать через год, не раньше», - сказал «Вестям» Голомша.
Экс-замглавы МВД Михаил Корниенко считает, что чем больше структур, тем больше неразберихи.
«В Европе нет таких структур, там эти вопросы решают обычные органы. Пока отдачи я от них не вижу, только пиар. Из 1500 коррупционеров, привлеченных к ответственности за последние два года, сидят только двое».
К тому же расходы на борцов коррупции немаленькие. Но глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин считает, что это оправдано. «Это нонсенс, чтобы человеку, который расследует миллионные дела, платили 5 тыс грн», - говорит он.
"Бумажная" полиция
Киберполиция хоть на бумаге и начала работу в ноябре 2015 года, ее сотрудники только готовятся приступить к учебе (до этого был конкурс). В это время им будут платить 2500 грн, а затем спецагентам сулят аж по 25-30 тыс грн.
Всего тут планируется 400 сотрудников, которые будут бороться с кражей у пользователей Сети логинов и паролей, онлайн-мошенничеством, пиратством, незаконным просмотром спутникового и кабельного ТВ, распространением вирусов и экстремизма в Сети.
«Раньше с киберпреступностью тоже боролись, но этим занимались обычные оперативники. Эта сфера требует квалификации, а специалисты на зарплату в 5-6 тыс грн не идут. В новой структуре обещают неплохие зарплаты, так что есть шанс, что эффективность будет выше», - говорит замглавы Интернет ассоциации Украины Александр Ольшанский.