Жители частных домов и городских квартир нередко сталкиваются с «завоздушиванием» отопительных батарей. Это означает, что внутри системы образовалась воздушная пробка, нарушающая правильную циркуляцию теплоносителя по трубам и, соответственно, не позволяющая нормально отапливать жилье.
Основными признаками завоздушивания батарей могут быть нетипичные шумы внутри системы, вибрация труб или слишком слабый нагрев радиаторов.
Причины, по которым воздух попадает в систему:
1.Неправильный монтаж самой системы, в частности — несоблюдение требуемого уклона труб.
2.Некорректное (слишком быстрое) наполнение системы перед началом работы.
3.Негерметичное соединение элементов трубопровода.
3.Проведение ремонтно-восстановительных работ после аварии — в этот период попадание воздуха в систему неизбежно.
Возможны и другие причины — например, коррозия внутренней поверхности труб или высокое содержание воздуха, растворенного в воде.
Как устранить воздушную пробку в батарее?
Чтобы избежать завоздушивания в ходе заполнения системы, следует соблюдать некоторые правила. Заполнение водой осуществляется снизу вверх, очень медленно, чтобы жидкость успевала вытеснить воздух, который скопился в трубах. В ходе процесса все краны (исключая те, что спускают воду) необходимо открыть; если из крана потекла вода, это значит, что до данного уровня отопительная система заполнена как положено, и кран можно закрыть, чтобы вода поднималась выше.
Если пробка образовалась уже в ходе работы системы, нужно выпустить скопившийся воздух. Для этого применяются воздухоотводчики — специальные устройства автоматического или ручного типа: последние известны также под названием «кран Маевского». Они монтируются в самых «проблемных» частях системы: на торцевых частях радиаторов или в местах перегибов труб. На рисунке также отмечены другие возможные места установки воздухоотводящих клапанов:
Автоматический прибор для отвода воздуха решает проблему завоздушивания батарей самостоятельно, без участия пользователя. Если же в систему вмонтирован кран Маевского, необходимо открыть его специальным ключом; при этом должно послышаться легкое шипение (с таким звуком из радиатора выходит воздух). Как только оно прекратится и из крана потечет вода, процедуру можно завершить и снова закрыть клапан: это означает, что воздушная пробка устранена и работоспособность системы восстановлена.