"Что делать с этой свободой?" - Владимир Спиваковский

"Что делать с этой свободой?" - Владимир Спиваковский

Кто должен решать, какие предметы изучать ребёнку: сам ребёнок, его родители, педагоги или чиновники?

Неважно, в онлайне или в обычной школе.

Говорят, что никто. Во-первых, неизвестно, какой именно школьный бит информации потом может стать делом жизни. Поэтому рискованно заранее что-то выбирать.

Во-вторых, в детях сильны протестные настроения, если взрослые им что-то назидательно навязывают. И выбирают что-то наоборот.

В-третьих, сами дети меняют свои предпочтения по три раза в году, пробуя то одно, то другое. И это, кстати, разумно! - не увязывать эти свои ситуативное пробы с будущим.

Мы провели исследование, опросив более 1500 взрослых и учеников. Спрашивали: вы берёте на себя ответственность за будущее школьника, выбирая ему предметы?

Результаты обескуражили. Утвердительно на вопрос ответили всего 9% педагогов, 25% родителей и 4% самих школьников. То есть, советовать и навязывать они любят, а вот ответственность взять за свои советы не спешат. Это ведь не их жизнь.

В принципе, родители могут отдать своего ребенка на «музыку», «физкультуру», «химию», «иноязыки», «историю» или «математику». Но скажет ли он вам за это «спасибо», когда вырастет?

Он может оказаться прекрасным математиком, но без работы. Или лингвистом с низкой зарплатой. Ведь шанс стать высоко востребованным математиком или высокооплачиваемым переводчиком составляет 3%.

А еще ведь и с профессиями не всё так ясно, многие из них исчезнут, и на их место придут новые. Как их предугадать?

Между тем, осознанный выбор «кем я хочу стать» начинается, как правило, увы, только с 20 лет.

А с другой стороны, хочется какой-то определенности, и пораньше.

Так кто должен взять на себя ответственность за то, чему именно ваш ребенок должен учиться?

1. Родители

2. Ребенок

3. Учитель

4. Государство

5. Университеты

6. Бизнес (работодатели)

7. Никто, пусть будет, как получится.