Почему в солнечную субботу в ноябре прошлого года президент Дональд Трамп совершил незапланированный визит в Национальный военно-медицинский центр имени Уолтера Рида, оставив Белый Дом в такой явной спешке, что не застегнул рубашку и забыл галстук?
Потому что врачи хотели видеть его «великолепную грудь», конечно.
«[Средства массовой информации] сказали: «На нем не было галстука - это признак массивного сердечного приступа», - смеялся Трамп на митинге в Санрайзе, штат Флорида, через 9 дней после неожиданного визита в больницу. - Зачем мне надевать галстук, если в первую очередь они скажут: «Снимите рубашку, сэр, и покажите нам эту великолепную грудь?». Это правда. «Мы хотим ее видеть, сэр. Мы никогда еще не видели такой груди».
Почти 250 дней спустя пантомима Трампа о визите в медицинский центр остается единственной версией того инцидента, и, как опасаются врачи, это последний признак того, что президенты и кандидаты в президенты чувствуют себя вправе скрывать от избирателей потенциально важную информацию о своем здоровье.
«Публикация медицинской информации кандидатами и интерес к ней со стороны новостных организаций на какое-то время пошли на убыль и снизились до такой степени, что СМИ, похоже, были удовлетворены простыми и краткими изложениями и не подвергали их тщательному анализу, как бывало в прошлом, - сказал доктор Ларри Альтман, врач и журналист, который на протяжении десятилетий освещал вопросы здоровья мировых лидеров. - Одной из основных задач журналистики является проверка кандидатов на соответствие к выборным должностям и полное раскрытие состояния их здоровья. Но в последнее время все это делалось иначе».
И президент Трамп, и бывший вице-президент Джо Байден все чаще обмениваются многозначительными колкостями по поводу остроты ума и физической выносливости друг друга, придавая возрасту и здоровью огромную важность перед выборами.
Но повышенное внимание к физическому и психическому состоянию президента и его потенциального соперника на выборах совпало с моментом, когда оба кандидата не испытывают особенной потребности предоставить дополнительную информацию о своем здоровье. Это новое явление, по мнению экспертов, может возыметь эффект утаивания важной информации от избирателей, которым в ноябре этого года предстоит сделать выбор между двумя пожилыми мужчинами.
«Медицинские заключения становятся все короче», - говорит Джордж Дж. Аннас, директор Center for Health Law, Ethics and Human Rights при Школе общественного здравоохранения Бостонского университета. Он уверен, что «общественность имеет право знать» о любых серьезных расстройствах, которые могут серьезно подорвать способность президента занимать свой пост.
Если последние документы о здоровье Трампа и Байдена о чем-то и говорят, так это о том, что этой информации нам ждать не стоит.
Сначала он подумал, что проблема просто в защемленном нерве.
Конечно, сенатор Джо Байден из Делавэра месяцами страдал от усиливающихся головных болей, но стресс из-за неудавшейся президентской кампании и руководство юридическим комитетом во время слушаний по утверждению Роберта Борка были по понятным причинам обременительными. На сенатора оказывалось сильное давление, чтобы он обелил свою репутацию в Вашингтоне после неудачной попытки занять Белый дом - инициатива, которая преимущественно исходила от него самого, - и он не собирался уходить с государственной службы. «Ошибки, которые вынудили меня участвовать в президентской гонке, не определяют мою личность», - писал он позже в своих мемуарах.
Но бутылочка «Тайленола», которую он держал под рукой, не смогла ему помочь в начале 1988 года, когда Байден почувствовал боль в шее. Вскоре правая сторона его тела онемела, ноги словно налились свинцом. В 45 лет у него случился сердечный приступ.
«Я не хотел беспокоить Джилл, но осторожно сказал ей, что, может быть, я потянул мышцу или что-то в этом роде, - пишет Байден. - Поэтому она договорилась о визите к врачу, который пришел к выводу, что это, вероятно, защемленный нерв».
Несколько недель спустя Байден потерял сознание на полу гостиничного номера в Рочестере: «В моей голове словно вспыхнула молния, как мощный электрический разряд - и затем я почувствовал приступ такой сильной боли, какой я никогда не чувствовал раньше». Его доставили домой в Делавэр, он был почти без сознания.
Проведя компьютерную томографию, врачи сказали сенатору, что проблема гораздо серьезнее, чем просто защемленный нерв: две аневризмы, по одной с каждой стороны мозга. Они объяснили случившееся на примере велосипедной шины: когда участок на внутренней камере утончается, он начинает выпирать, и воздух - кровь, по аналогии - может вытечь.
«Мне посчастливилось выжить, - вспоминает Байден. - Но если аневризма снова начнет кровоточить, я, вероятно, не выживу».
На всякий случай сенатор согласился на две микрохирургические краниотомии в Национальном военно-медицинском центре им. Уолтера Рида, не зная, проснется ли он после операции и будет ли он после этого в своем уме.
Более чем три десятилетия спустя, описание Байденом этого события и семимесячного пути к выздоровлению и возвращению в Сенат остается наиболее ярким и самым подробным отчетом о его здоровье, которое когда-либо было доступно для широкой публики. Хотя предполагаемый кандидат в президенты от Демократической партии в целом всегда предоставлял больше медицинских отчетов по сравнению со своими соперниками, теперь он следует недавней моде на публикацию кратких медицинских сводок.
В 2008 году, будучи кандидатом в вице-президенты от Демократической партии, Байден предоставил журналистам доступ к 49 страницам из своей медицинской карты, намного опередив свою оппонентку Сару Пэйлин, которая отказалась публиковать какие-либо записи о своем здоровье, и его следующего потенциального преемника Пола Райана, который в 2012 году выпустил короткое одностраничное письмо от своего врача.
Однако в декабре 2019 года Байден опубликовал всего лишь трехстраничное письмо от своего остеопата доктора Кевина О'Коннора, последовавшее за лаконичным заявлением в начале того же года, в котором его назвали «более чем способным справиться с трудностями кампании».
Исторически сложилось так, что кандидаты от основных партий часто скрывают важные проблемы со здоровьем от общественности, если они грозят им потерей голосов. Пока же избиратели могут полагаться только на те крохи информации, которыми Трамп и Байден готовы поделиться.