Что надо знать о самом громком процессе в США

Что надо знать о самом громком процессе в США

В Америке сейчас разворачивается процесс, который одновременно стал и пиком противостояния республиканцев и демократов, и дал новый толчок движению #metoo, и от которого зависит будущее страны на десятилетия вперед. 

Речь идет о кандидате в судьи Верховного Суда Бретте Кавано, которого выдвинул Дональд Трамп и кандидатуру которого рассматривает сейчас Конгресс.
Профессор университета Пало Альто в Калифорнии Кристин Блази Форд обвинила Кавано в сексуальном насилии в старшей школе. Форд было 15 лет, Кавано - 17. На вечеринке у друзей сильно пьяный Кавано, как утверждает Форд, попытался изнасиловать ее в присутствии друга, который в итоге потом Кавано и стащил с девушки, а ей удалось убежать. Оба смеялись над происходящим.

В прошлый четверг Кристин Форд дала показания в Сенате, в Комитете юстиции, который утверждает кандидатуры судей Верховного Суда. Трансляция велась на всю страну. Сразу после Форд выступил Бретт Кавано. Его выступление стало большим шоком, чем, возможно, сами обвинения в сексуальном насилии.

Французский интеллектуал и философ Бернар-Анри Леви, с которым я оказалась на круглом столе в Вашингтоне в пятницу, назвал происходящее в Сенате цирком на фоне остального мира, который разваливается на части.
Многим и в США, в том числе республиканским политикам, тоже кажется, что рассматривать всерьез обвинения сорокалетней давности просто смешно. Подростки, говорят они, чего только не делают, все там были (тут, правда, логика полностью совпадает с объяснениями Мелании Трамп о том, почему слова Дональда Трампа о том, что он “хватает женщин за п***ду”, это нормально. “Разговор мальчишек в раздевалке”, - так защитила мужа Мелания Трамп).

Но конечно, несмотря на то что сама форма процесса, может быть, и напоминает цирк, суть происходящего намного более серьезная.
Ультра-консервативный Бретт Кавано в Верховном Суде США - это как минимум запрет абортов на уровне штатов, а как максимум - запрет на федеральном уровне.
Аборты в Америке были декриминализированы в 1973 году, благодаря историческому решению Верховного Суда в деле Roe v. Wade. Решением 7-2 Суд постановил, что женщины имеют право на аборты и беспрепятственный доступ к ним в рамках права на частную жизнь, установленного 14-ой поправкой к Конституции США.
Эта поправка является самой часто оспариваемой, поэтому если Кавано станет судьей Верховного Суда, то с учетом назначенного в прошлом году Трампом консервативного Нила Горсуча расклад будет в пользу консерваторов, 5-4. Поэтому религиозные группы и участники движения “за жизнь” попробуют немедленно изменить позицию Верховного Суда по абортам, и скорее всего, выиграют.

Но Дональду Трампу, естественно, до абортов особенного дела нет. Что действительно его волнует, так это возможность, или невозможность, предъявить криминальные обвинения действующему президенту. Конституция на этот счет ничего не говорит, а Верховный Суд США решений не выносил. Есть только позиция Минюста США, отказавшегося предъявлять обвинения президенту Никсону в 1973 году, подтвержденная Генпрокурором в 2000 году по делу Клинтона.

Поэтому если спецпрокурор Боб Мюллер найдет доказательства криминальных деяний со стороны Трампа, то вопрос о возможности предъявить ему обвинения, пока он занимает должность президента, будет решаться в Верховном Суде.
Бретт Кавано написал в 2009 году статью в юридическом журнале (https://www.politico.com/f/…), в которой он аргументирует, почему действующий президент имеет иммунитет от уголовного преследования.

Республиканцы, и сам Бретт Кавано (но об этом вопиющем случае чуть ниже) обвинили демократов в грязной политической кампании против Трампа и его кандидатов в Верховный Суд.
Конечно же, демократы, не обладающие большинством ни в одной из палат Конгресса, пытаются заблокировать кандидатуру Кавано любыми способами. Любыми законными, однако, способами, включая обвинения в сексуальном насилии сорокалетней давности.

Кристин Форд впервые сообщила о том, что произошло в старшей школе между ней и Бреттом Кавано, конгрессвумен от своего округа Анне Ишо и газете The Washington Post в июле этого года, когда Трамп номинировал Кавано. Публично заявлять о своей истории Форд не хотела, боясь общественного давления. Конгрессвумен Ишо встретилась с Форд и убедившись, что ее история правдива, вместе с Форд обратилась к сопредседателю Комитета по юстиции Сената Дианн Файнштайн (и Ишо, и Файнштайн - конгрессвумен от Демпартии).
Затем Кристин Форд успешно прошла тест на полиграф с агентом ФБР, который установил, что она говорит правду.

Пообещав Кристин Форд сохранить ее имя и историю в тайне от публики, Дианн Файнштайн не подняла вопрос об обвинениях в сексуальном насилии против Кавано на первых слушаниях комитета по его кандидатуре. Тогда пресса написала, что Файнштайн удерживает информацию от Комитета, после чего конгрессвумен переправила письмо, написанное ей Кристин Форд, в ФБР и Белый Дом. Тем временем, пресса выяснила подробности обвинений Форд и установила ее личность. Тогда Кристин Форд сама вышла в паблик. Это была середина сентября.
Форд не помнила некоторых деталей, например, в какой день или месяц это было, и потому попросила провести расследование ФБР, чтобы восстановить все подробности.
Республиканцы, сторонники Трампа и особенно, Fox News начали публичную травлю Кристин Форд. Женщина начала немедленно получать угрозы убийством и была вынуждена временно переехать с семьей в другой дом. В защиту Форд выступила дочь Рональда Рейгана Патти Дэвис, написавшая колонку в The Washington Post о том, как ее изнасиловали сорок лет назад и как она не помнит некоторых деталей, но помнит все остальные.

ФБР могло провести расследование обвинений со стороны Форд только в рамках проверки биографии Бретта Кавано, которую бюро проводит по каждому кандидату на такие должности. Дополнительная проверка может быть инициирована только Белым Домом, что он делать по просьбе Форд отказался.

В итоге Кристин Форд согласилась выступить на слушаниях в Конгрессе. Чтобы избежать обвинений в предвзятости, сенаторы-мужчины из числа республиканцев комитета пригласили женщину-прокурора, чтобы она интервьюировала Форд.
Кристин Форд была настолько искренна, что ее поверили все. Было очевидно, что она говорит правду, и даже самые отъявленные ведущие Fox News не посмели обвинить ее во лжи.

А вот Бретт Кавано, выступавший сразу после нее, нацию шокировал. Те кто не смотрел трансляцию в прямом эфире, позднее видели только куски, где Кавано еле сдерживает слезы в ходе слушаний, и видели его вступительную речь.
Бретт Кавано, судья Апелляционного Суда Округа Колумбия с десятилетним стажем, кричал, стучал по столу, чуть на рвал страницы, переворачивая, и вел себя так агрессивно, что один из заголовков после этого был “Если Кавано так ведет себя на слушаниях в Конгрессе, то какой же он тогда пьяный?”.
Газеты на следующее утро пестрели портретами физиономии судьи, искаженной в злобе и презрении.

В своей неуправляемой агрессии Кавано дошел до того, что обвинил демократов Комитета в заказной кампании против него с целью очернить его имя и разрушить жизнь, потому что демократы не могут пережить победу Дональда Трампа.
То есть кандидат в судьи Верховного Суда публично расписался в своей предвзятости и ангажированности на слушаниях при, фактически, приеме на работу. Там где Фемида закрывала глаза рукой, Бретт Кавано брызгал слюной, обещая возмездие (“что посеешь, то пожнешь”, буквально заявил судья, тыча пальцем в демократов комитета). Слушания в Конгрессе он назвал национальным позором.

Обвинения Кристин Форд Кавано отрицал, но на вопрос Дианн Файнштайн, готов и намерен ли он попросить ФБР провести дополнительное расследование, не ответил.
А вот на вопрос, злоупотреблял ли он алкоголем, сказал, что любит пиво и пил как все школьники, потому что возраст легального употребления алкоголя был 18 лет. И это неправда, потому что в 1982 году легальный возраст употребления алкоголя в штате Мэриленд, где все происходило, был 21 год.

Кавано заявил, что написал свое вступительное слово сам, но известно, что перед слушаниями он проводил консультации с Белым Домом. Именно там, очевидно, ему была предложена тактика дискредитации демократов в ответ на обвинения. Этой же тактики после слушаний придерживался и телеканал Fox News. Отрицать правдивость слов Кристин Форд было бессмысленно, вместо этого ведущие и эксперты Fox News атаковали демократов как заказчиков грязной кампании против Бретта Кавано и, конечно же, Дональда Трампа.

Лучше всего многочасовые слушания пересказала программа SNL, где роль Бретта Кавано в сатирическом скетче исполнил Мэтт Деймон (https://youtu.be/VRJecfRxbr8). Самым удачным в этом скетче, помимо таланта Деймона, было то, как они уловили, что слезы Кавано были вовсе не слезами отчаяния, а признаком психической неуравновешенности.

Лидер демократов в Палате Представителей Нэнси Пелоси справедливо заметила, что Бретт Кавано мог выйти из этих слушаний с достоинством - не согласиться с обвинениями и предложить ФБР провести проверку, чтобы доказать свою правоту. Вместо этого он продемонстрировал свои проблемы с управлением гневом и полную профессиональную непригодность занимать должность судьи Верховного Суда США.

Вообще, выступление Бретта Кавано в Сенате добавило много красок к его портрету белого студента элитной частной школы для мальчиков из привилегированной семьи. Если кто-то смотрел, например, американский сериал “13 причин почему”, то там есть точно такой персонаж Брайс - белый студент старшей школы из богатой привилегированной семьи, который пьет, употребляет наркотики и насилует девушек, при этом оставаясь капитаном бейсбольной команды и примером школы. И делает это он потому, что уверен, что ему можно - потому что ему все сойдет с рук, а влиятельный богатый отец прикроет любое преступление. Если бы этот персонаж был из неблагополучной семьи, его можно было бы назвать гопником. Испорченные дети из богатых семей, по-моему, называются отморозками.
То, как Кристин Форд описывала Кавано во время нападения, гыгыкающего над девушкой, которую он пытался изнасиловать, попадает именно в такой образ.

Кстати, обвинения против Кавано выдвинули еще две женщины. Дебора Рамирес рассказала журналу The New Yorker, что во время их учебы в Йельском университете пьяный Кавано снял перед ней штаны и сунул пенис в лицо.
Джули Светник, которую представляет адвокат Сторми Дэниелс Майкл Авенатти, заявила под присягой, что на вечеринках во время учебы ее и Кавано в старшей школе он со своим другом Марком Джаджем, который присутствовал при попытке изнасилования Кристин Форд, часто подмешивали девушками наркотики и устраивали групповые изнасилования.

После шокирующего выступления Кавано член комитета Джефф Флейк, республиканец, уходящий в отставку, в пятницу заявил, что не проголосует за судью без дополнительной проверки ФБР. Но решение свое Флейк принял в последнюю минуту после того, как две женщины настигли его у лифта в здании Сената и эмоционально рассказали, что стали жертвами сексуального насилия.
После решения Флейка Трампу, который Бретта Кавано поддерживал и продолжает поддерживать, ничего не оставалось, как дать указание ФБР провести дополнительное расследование по поводу обвинений Кристин Форд. Трамп заявил, что ФБР свободно и ничем не ограничено в объеме проверки, что оказалось ложью. Как оказалось, в рамках распоряжения Белого Дома ФБР не может допросить Джули Светник и должно закончить расследование за неделю. После того как пресса сообщила об этом, Белый Дом изменил свое распоряжение, позволив ФБР взять показания у всех, у кого бюро сочтет нужным показания взять.

Двое сокурсниц Кавано из Йельского университета заявили, что он солгал под присягой о том, что не злоупотреблял алкоголем в колледже, и выразили готовность дать показания ФБР под присягой.

Во время слушаний Бретт Кавано приводил в пример своей доблести высокий рейтинг от Американской Юридической Ассоциации. Сразу после слушаний, однако, Американская Юридическая Ассоциация обратилась к Комитету по юстиции Сената с просьбой не голосовать по Кавано, пока ФБР не проведет всестороннее расследование по всем обвинениям в сексуальных домогательствах. Позднее к Ассоциации присоединилась альма-матер Бретта Кавано - юридическая школа Йельского университета.

На самом деле, для республиканцев выбор теперь стоит не такой уж простой. Если они вопреки всему утвердят Бретта Кавано в должности, то демократы уже пригрозили импичментом судье, если возьмут большинство в Конгрессе после выборов 8 ноября. Сейчас кандидатуру Кавано в Сенате могут заблокировать два голоса "против" от республиканцев.

Для самого же Бретта Кавано выбор лгать или не лгать под присягой был, кажется, простой. Должность судьи Верховного Суда - пожизненная, с высокой зарплатой и еще большими бонусами и привилегиями. Как написал в твиттере писатель Стивен Кинг:

“Спросите себя сами, у кого была большая мотивация лгать: у профессора, жизнь которой перевернулась с ног на голову, или у судьи, который вот-вот получит пожизненную работу с зарплатой в четверть миллиона в год, плюс бенефиты, о которых обычный американец может только мечтать?”.

Карина Орлова