"Что надо знать о законе о коренных народах" - Алексей Копытько

"Что надо знать о законе о коренных народах" - Алексей Копытько

1.Стадия подготовки.

Чтоб не быть голословным, открываем гугл и сверяем публикации / даты.

Конец февраля – начало марта 2021 г. – Минреинтеграции заявляет, что текст закона находится на стадии финализации (есть внутренний драфт).

23 марта - Минреинтеграции заявляет, что драфт закона финализирован. В течение месяца сотрудники министерства вместе с коллегами из ППУ в АРК при участии ряда экспертов обрабатывали текст и друг друга напильниками.

22 апреля – лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев в комментарии одному из СМИ сказал, что вскоре закон будет внесён и принят.

18 мая – президент Владимир Зеленский вносит закон как неотложный. Поставлена задача провести его до конца сессии.

Т.е., всё произошло не вдруг.

Для полноты картины можете также посмотреть информацию о встречах вице-премьера Алексея Резникова с Мустафой Джемилевым. Даже по публичным сообщениям многое прояснится.

2.Реализация.

В сети вы можете найти коммент Мустафы Джемилева, что закон попадет в зал в середине июля. Тут речь шла о том, что середина июля – крайний срок для рассмотрения во втором чтении.

Но риски второго чтения просчитывались ещё до внесения президентом. И они полностью подтвердились – неоднократная истерика лично Путина стала лучшей иллюстрацией. Поэтому проект закона был максимально вылизан, насколько это было возможно, до внесения. Там есть, что улучшить, но это бесконечный процесс.

С учетом рисков в июне была проведена определённая работа, чтобы создать возможность принятия закона сразу в целом за один подход.

Что и было реализовано позавчера.

Если вы посмотрите российские СМИ, то найдете сообщения, где мышебратья собираются исправлять закон «во втором чтении». Это результат инерции, не все сообразили, что произошло.

Сочувствую (на самом деле – нет, горите в аду) тем, кто лишился бюджетов на медийку и уличные акции. Но таке життя.

3.У всякой победы много отцов и матерей.

Но я всегда стараюсь зафиксировать тех, кого можно, потому что мы очень часто не ценим усилия и воспринимаем результат как данность.

Итак.

1. Закон не был бы внесён и принят без политической воли президента Владимира Зеленского. Результат голосования фракции СН – одно из подтверждений и предельно красноречив. Сейчас вижу много комментариев, из которых следует, что закон чуть ли не сам себя написал и внёс. Мол, что тут такого. Тогда вопрос – почему этого не произошло 7 лет назад, хотя были обещания? 6? 5? 4? И т.д. Не надо обесценивать принятое решение, совсем не тот случай. Особенно – с учетом дикого внешнего давления.

2. Вождём процесса был вице-премьер Oleksii Reznikov. Тут как в анекдоте «вспомнить есть что, а детям рассказать - нечего», особенно – по последнему месяцу. Просто знайте - вклад переоценить сложно. Цикл от начала работы с законом прошлой осенью и до голосования – месяцев 10. Процесс мог обнулиться или увязнуть бесконечное число раз. Как раньше. Но мы имеем 325 голосов на табло плюс истошный вой за поребриком.

3. Внутри парламента огромную работу проделал глава профильного комитета Дмитро Лубінець. Гладкое рассмотрение в зале – во многом его заслуга. Эту работу очень сложно визуализировать, но без неё ничего не происходит. Надо ценить.

4. Что называется ручками оформил и катил эту затею от начала и до конца профильный зам Резникова Ihor Yaremenko. Также нельзя забыть людей из команды Минреинтеграции, которые отработали на своём уровне. Без постоянно действующего мотора и машинки сопровождения даже самая гениальная идея может умереть на стадии добрых намерений.

5. Уже вскользь упомянул. Позитивный итог по закону – это очередной (не первый и далеко не последний) результат творческого симбиоза Минреинтеграции и Представництво Президента України в Автономній Республіці Крим. Пресловутая «межведомственная координация» – это родовой порок власти и приговор для множества начинаний. Но в данном случае – полностью наоборот.

6. Офис Президента отработал чётко, вовремя, по делу.

7. Полноценными соавторами закона являются люди, которых обозначу коллективно - эксперты, просто чтоб кого-то не забыть. Это именно эксперты, а не фонтанирующие голосом через рот на любую тему организмы, которыми забит эфир.

Вот как-то так оно работает.

Многолетний труд лидеров крымскотатарского народа и всех неравнодушных оценить в формате поста в ФБ невозможно. Но и цель другая – подчеркнуть то, что в этот раз привело к успеху.

Работа над законом – это малая часть большого и очень тонкого процесса. Поэтому мне периодически хочется задушить некоторых деятелей, которые по причине личной корысти, тупости либо политической целесообразности готовы всё сломать. Удивительно, но таких людей немало среди крымских татар. Хотя, казалось бы. Уверен, карма их настигнет.

Что дальше?

Закон открывает оперативное пространство, на котором нужен новый баланс публичной активности и рутинной работы. Очерчены достаточно прикладные вещи в интересах коренных народов. Их надо сделать руками. Выписать, выходить по кабинетам, запустить. Тут больше о кропотливом созидании, чем о борьбе. Часто успешные борцы не способны ничего построить. Это испытание другого рода. По мере его прохождения будут открываться новые оперативные пространства. Напомню, что закон – не первое звено в цепи. Он появился тогда, когда почва была готова.

Теперь самое главное.

Принятие закона о коренных народах по-новому ставит вопрос – что мы должны и можем сделать для украинцев в Крыму? А также для украинцев, которые вынужденно выехали из Крыма, но для которых он - Родина?

Определённая инвентаризация проведена. Но, скажу честно, у меня пока больше вопросов, чем ответов. До осени поставим на рельсы ещё один большой процесс, тогда попрошу себе новую задачу.

Осталось дожить.