"ЧТО НАС ЖДЕТ ВПЕРЕДИ? ЧТО МЫ ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАЕМ?" - Александр Гончаров

"ЧТО НАС ЖДЕТ ВПЕРЕДИ? ЧТО МЫ ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАЕМ?" - Александр Гончаров

По данным экспертов Йельского института руководителей высшего звена, из-за полномасштабного вторжения РФ в Украину более 1000 международных компаний и корпораций объявили о прекращении деятельности на российском рынке и ушли. И сейчас за этот многомиллиардный инвестиционный ресурс развернулась настоящая борьба: многие страны Европы, Америки и Азии хотели бы привлечь эти длинные деньги, технологии и риск-менеджмент на свои национальные рынки.

Вот почему в эти дни, например, особенно стараются заполучить инвесторов наши коллеги из южноевропейских стран. Судите сами. В Греции до сих пор проблемы 2012г. никак не решены, их в прошедшие годы просто прикрыли общеевропейским печатным станком в сочетании с крайне дешевыми ресурсами. Но теперь - больше нет никаких халявных денег и дешевых енергоресурсов. Греции грозит банкротство.

     Далее в рейтинге наиболее токсичных европейских долгов Италия и Франция. Так, итальянский 10-летний госдолг вышел на уровень 4,1% годовых: скорость падения гособлигаций впечатляет - путь от 0% до 4% занял менее года. Уровни выше 5% - фактически закрывают долговой рынок, а при долге в 150% к ВВП, дефиците госбюджета и отрицательном сальдо торгового баланса - это крах экономики.

     В этой связи 15 июня этого 2022г. Европейский центробанк провел экстренное совещание из-за резкой распродажи госдолга Греции и Италии на фоне планов ЕЦБ по прекращению QE (количественного смягчения) и повышению ключевой ставки. По итогам заседания руководство ЕЦБ приняло решение применять «гибкость при реинвестировании погашений в рамках евро QE, учитывая неравномерное распространение нормализации денежно-кредитной политики в рамках юрисдикций». Да, такое решение закономерно: официально признать, что в евро будет ускоряющаяся девальвация и в первую очередь в южных странах ЕС – высокая инфляция. И спасение от этого одно – это инвестиции.

     Ну, и у США наращивать госдолг, одновременно снижая его стоимость, возможности не безграничны. Деньги нуждаются в реальных активах сильнее, чем активы в деньгах. Пустые деньги – особенно.

     Осталось выяснить, а что делает в эти дни Национальный банк, Кабмин и Верховная Рада Украины для стимулирования прихода прямых иностранных инвестиций на наши национальные рынки, прежде всего, ушедших из РФ? Скептикам сразу напомню золотое правило инвестирования: «Чем хуже состояние рынка, тем больше возможностей для получения прибыли», а также известное высказывание барона Ротшильда: «Покупай собственность, когда на улицах течет кровь, даже если она твоя». Война закончится, кризисы на рынках тоже закончатся, а значит, сейчас самое время готовиться к тому, чтобы «собирать камни».

     Правда, пока на рынке – кровавая баня, миллиарды долларов вымыты из капитала. И в этих условиях мы в первую голову должны побороться за тех крупных инвесторов, которые ушли с российских рынков. Им мы понятны и у них большой аппетит к высоким рискам.

     Поэтому украинским госрегуляторам, правительству и законодателям нужно не сидеть на нервах и ловить каждую приходящую новость от кредиторов, а в первую голову изучать успешный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину. Кредитов и займов мы набрали предостаточно, а инвестиций – пока мало. Пора чаще проводить деловые встречи с практиками, которые не на словах, а на деле завели в страну крупный инвестиционный капитал. Например, лично я еще в середине лихих девяностых привлек первые 30 млн долл США от иностранного инвестора на выкуп акций Мариупольских металлургических комбинатов «Азовсталь» и им.Ильича (была проделана колоссальная работа на протяжении почти года, чтобы первый транш зашел на расчетный счет украинского банка «ПУМБ»). Но только тогда за инвестициями следом пошли современные технологии и качественное оборудование с высококлассными специалистами.

     Безусловно, в это сложное и тяжелое время предпринимательское сообщество готово нашим властям помочь, научить, подсказать, дать интересные идеи для привлечения длинных денег и развития украинского рынка совместного инвестирования. Но и чиновники сами должны быть в этом заинтересованы, а не прикрываться формальной «организацией» различных нацрад, нацкомиссий и пр.

     И всё же, глубоко убежден, не позволят раздербанить нашу страну ВСУ и крупные инвесторы. Что-то мне подсказывает, денег в Украине в послевоенное время будет много.