ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИИ

ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИИ

Кремлю удалось перехватить информационную повестку, но основные тренды остались неизменными. Сколько бы конституций не принималось и "южных сибирей" не присоединялось, рейтинг президента продолжит падать, а появление в телевизоре рядом с бессменным лидером будет снижать, а не повышать перспективы российских политиков.

--
Предыстория

Электоральное ядро власти и сама власть в России состоят из людей с имперским мышлением и веймарским синдромом - массовым реваншистским настроением в бывшей империи, не принявшей свое поражение, не признавшей его моральную справедливость и историческую неизбежность. Это не приговор, а диагноз, поддающийся сложному длительному лечению.

В имперском сознании сокращение пространства политического контроля вызывает возмущение и острое чувство несправедливости. Объективность процесса распада не признается, за этим всегда ищут происки врагов. А восстановление политического контроля хотя бы на малой части бывшей империи вызывает у пациентов ощущение радости и эйфории.

В имперской культуре "присоединенная" территория воспринимается, как инвестиция. С готовностью терпеть неудобства сегодня в ожидании отдачи от инвестиции в будущем. Имперские ожидания безусловны и нефальсифицируемы. Не существует разумных доводов, которые могли бы доказать обратное. Чем больше территория, население и природные ресурсы - тем лучше.

Лучше должно быть всем - и имперцам, и "присоединяемым" народам. Отсюда следует миссионерский характер имперских войн и нечувствительность к страданиям "присоединяемых". Мы же хотим сделать вам лучше, а вы, неразумные, сопротивляетесь. Мы несем вам великую культуру, православие, социализм и прочие нефальсифицируемые ништяки.

--
История

Покуда благосостояние имперцев растет, претензия к власти только одна - Почему до сих пор ничего не присоединили? Когда "восстановление исторической справедливости" произошло, наступает этап эйфории и единения власти с народом. На этом этапе можно конфисковывать пенсионные накопления, вводить санкции против продуктов питания - все сойдет.

Потом начинается ожидание отдачи от сделанной инвестиции. Оно продолжается несколько лет, во время которых каждое электоральное действие - это кредит доверия власти. Мы голосуем за власть, потому что верим, что улучшение произойдет, и связываем свои надежды с властью. Это ожидание безусловное - не существует оправданий, по которым улучшение может не произойти.

Выборы 2018 года были последней каплей доверия, выданной российскому президенту в ожидании позитивных перемен. Уже с сохранения состава правительства рейтинг бессменного лидера начал падать. Повышение пенсионного возраста ускорило этот процесс, а обещание лучшей жизни после реализации триллионных нацпроектов не смогло его притормозить.

Плебисцит по изменению конституции выглядит попыткой алкоголика пообещать, что он бросит пить. Кто-то поверит, кто-то пожалеет, но все больше людей будет испытывать раздражение и "рыскать глазами" в поисках нового кандидата на роль лидера нации. Потому что от нынешнего они уже не ждут выполнения обещаний. Не связывают с ним надежды на светлое будущее.

Никакое новое территориальное приобретение не остановит этот процесс. Ни "объединение" с Беларусью, ни война с "украинскими фашистами", ни "присоединение южной Сибири". Не говоря уже о "победе в Сирии", которая напрочь исчезла с экранов. Население не одобрит новую инвестицию, покуда не увидит способность власти получить отдачу от старой.

--
Реакция

В Кремле это понимают и пытаются выстроить новые институты для сохранения пожизненного правления. Госсовет, дублирующий полномочия президента - это попытка перехода к институциональной автократии. Потому что преемники не дают стопроцентной гарантии уходящему лидеру - гарантии дают институты. Преемник тоже будет, но станет декоративной фигурой.

Назначение старшей дочери президента главой Института искусственного интеллекта - это попытка продлить свое политическое долголетие новыми методами манипуляции. Назначение младшей дочери куратором генетических исследований - попытка продлить физическое долголетие. В набсовет по обоим направлением вошел кооператив "озеро" в полном составе.

Всем этим планам не суждено сбыться по одной простой причине. Ни один из вновь создаваемых институтов не предназначен для реализации интересов россиян. А обманывать можно всех какое-то время, одного кого-то всегда, но нельзя обманывать всех и всегда. Ни преемник, ни Госсовет, ни отроки нынешней власти не станут фундаментом благополучия России.

--
Постистория

Россиянам пора свыкнуться с мыслью о существовании жизни после бессменного лидера. Топ-чиновникам думать, когда и куда валить. Оппозиции готовиться к неизбежному и способствовать его наступлению. Населению попытаться ответить на вопрос - Можно ли построить правовое государство внутри страны, не соблюдая нормы международного права?


Единственная рациональная стратегия подготовиться к будущим переменам в России и повлиять на эти перемены - мыслить так, будто смена режима уже произошла. Все остальное отбросить, как информационный шум, не несущий за собой реальных последствий. Будущее создается здесь и сейчас, и ни один политик в Кремле не способен его изменить.

Юрий Христензен