Что Россия может потерять в Венесуэле

Что Россия может потерять в Венесуэле

Россия вложила в Венесуэлу много денег. Это была рискованная ставка.

Российская поддержка президента Николаса Мадуро спровоцировала ироничный ответ членов администрации Трампа, посоветовавших Москве не совать свой нос на задний двор Америки (эх, Украина…). На прошлой неделе госсекретарь и экс-директор ЦРУ Майк Помпео даже обвинил россиян в том, что Мадуро остался в Каракасе, когда он якобы был готов бежать на Кубу. МИД России назвал это липовыми новостями.

С точки зрения США, роль России в Венесуэле не сильно отличается от защиты сирийского лидера Башара Асада. Сенат уже ужесточил санкции против России из-за помощи Асаду. Теоретически, если бы не Россия, можно утверждать, что Асад, возможно, пал бы - еще одна жертва неудавшейся американской политики смены режима.

По мнению США и многих венесуэльцев, находящихся в стране и в изгнании, никто не избирал Мадуро в мае 2018 года, когда он остался на второй срок. Верховный суд запретил лидерам оппозиции выдвигаться против него. Многие жители бойкотировали выборы. Страна вот уже третий год переживает великую депрессию. Более трех миллионов человек покинули Венесуэлу. Другими словами, большинство венесуэльцев даже близко не отвечает за свою судьбу, и выбора у них не было.

А что поставлено на карту для россиян?

Российские инвестиционные потоки в Венесуэлу с 2005 года составляют около 17 миллиардов долларов США, в основном в виде инвестиций «Роснефти», крупнейшей российской нефтяной компании. Согласно финансовой отчетности «Роснефти» за 2018 год, непогашенный долг Венесуэлы перед российской компанией по состоянию на 31 декабря 2018 года составлял 2,6 млрд долларов.

«Роснефть» также владеет миноритарными пакетами акций пяти нефтяных предприятий PdVSA. Ей принадлежит значительный пакет акций Citgo, нефтеперерабатывающего завода PdVSA и автозаправочной станции. Разумеется, Помпео знает об этом и может предложить России заверения в том, что «Роснефть» не потеряет свои позиции, если Мадуро будет свергнут. Но если Россия продолжит защищать Мадуро, то за «Роснефть» и Citgo никто не отвечает. «Роснефть» уже в списке санкций США, поэтому Казначейство может легко усложнить ей жизнь.

Даже без учета Citgo, обанкротившейся Венесуэле будет трудно платить россиянам. Любая новая финансовая реструктуризация Венесуэлы потребует от правительства принятия решения о том, сколько будет дозволено заплатить нынешним держателям облигаций, которые были объявлены просроченными в 2017 году.

«Смена режима в Венесуэле может привести к существенным финансовым потерям для России, поскольку новое венесуэльское правительство, вероятно, спишет суверенные и квазисуверенные долги, а также участие «Роснефти» в совместных нефтяных проектах с PdVSA», - говорит Агата Демарайс, директор отдела глобального прогнозирования The Economist Intelligence Unit в Лондоне.

Политический переворот в Венесуэле лишит Россию одного из ее самых громогласных международных союзников. «Геополитические последствия смены режима в Венесуэле для России второстепенны, - говорит Демераис. - В отличие от Сирии, которая позволяет размещать у себя российские военные базы и находится на периферии российской сферы интересов, стратегическое значение Венесуэлы ограничено».