Внешний мир мало что может сделать для обеспечения будущего свободы в Гонконге, разве что подтвердить свои опасения в том, что принципы свободы поставлены на карту. Тем не менее тяжелое положение этой территории, где проживает более 7 млн человек, может преподать важный урок о том, что Китай хочет сделать с остальным миром. Ничего хорошего.
Для начала, продолжающиеся протесты многое говорят о приверженности властей Китая к идее «одна страна, две системы». Когда Великобритания передала Гонконг Китаю в 1997 году, Пекин согласился на ее условия. Они гарантировали, что Гонконгу будет разрешено сохранить свою организацию управления и экономическую систему.
Гонконгская система – одна из важнейших экономических свобод – принесла потрясающий экономический успех. Но экономическая свобода пользуется большей популярностью в Коммунистической партии Китая, чем свобода политическая. И в последние годы китайские власти нарушали права, якобы гарантированные Гонконгу по соглашению «одна страна, две системы».
Кризис усугубился в апреле этого года, когда правительство Гонконга, под сильнейшим давлением Пекина, представило законопроект, который позволил бы экстрадицию на материк лиц, обвиненных в совершении преступлений против Китая. Это предложение встревожило гонконгцев, которые прекрасно осознают, что крайне политизированной судебной системе Китая доверять нельзя.
Страх того, что Пекин быстро станет применять предложенный закон в качестве оружия против демократических активистов и журналистов, спровоцировал начало протестов. Попытки подавить демонстрации лишь усилили их.
Нет никаких сомнений, что Пекин играет на нервах. В прошлом месяце он сосредоточил войска и боевую технику на границе с Гонконгом. Он также начал показывать по ТВ видеосъемку подготовки солдат к подавлению беспорядков в городских условиях.
До тех пор пока демонстрации «в защиту демократии» не распространились на материковые города, Пекин может не сильно переживать из-за понижения статуса Гонконга в качестве стабильной и зависимой территории. Гонконг для экономики Китая играет сегодня куда менее важную роль, чем 20 лет назад. Кроме того, китайцы предпочли бы привлекать инвестиции на материк, который находится под более жестким контролем. Что касается благополучия и будущего гонконгцев, то эти темы интересуют Пекин в последнюю очередь.
Большинство жителей материкового Китая почти не проявляют интереса к протестам. Многие завидуют привилегиям, которыми долгое время пользовались гонконгцы. Вместо того чтобы бороться за свободу, китайцы рады наблюдать за тем, как с островитян сбивают спесь. Также стало еще более очевидно, что надежды на то, что открытие Китая миру поможет Пекину безболезненно стать частью справедливого и либерального порядка, являются не более чем мечтами о радугах и единорогах.
И, наконец, есть в этой ситуации и урок для всех нас. Притязания Китая на Гонконг представляют собой еще одно обещание, нарушенное коммунистическим режимом. Китай нарушил свои обязательства по Конвенции ООН об открытом море, нарушил санкции ООН (за которые он голосовал) против Северной Кореи и распространил долги и коррупцию (а не обещанное процветание) при помощи своей экономической «инициативы» «Один пояс и один путь».
Китай ведет себя как мировой громила. Как и большинство громил, он продолжит вести себя таким образом до тех пор, пока мир не перестанет терпеть подобное поведение.
Гонконг – предупреждение всему миру. Мир должен обратить на это внимание.