19 августа высокопоставленный представитель Пентагона подтвердил то, на что раньше только намекали: Америка поставляет Украине высокоскоростные противорадиолокационные ракеты (HARM). Эти ракеты сыграли важную роль в ходе впечатляющего наступления Украины в Харьковской области, а также на другом фронте на юге страны. HARM, запущенные с самолета, наводятся на радары ПВО и уничтожают их. Эти ракеты представляют собой серьезную проблему для России. Угроза, которую они представляют, может заставить операторов радаров выключить свои комплекты и залечь на дно, даже если HARM еще не запущены. ВВС Украины, в результате, хотя и не получили полную свободу действий, теперь чувствуют себя в большей безопасности.
Во время Второй мировой войны для борьбы с бомбардировщиками применяли батареи крупнокалиберных зенитных орудий, но они устарели, когда реактивные бомбардировщики стали летать быстрее и выше. Ответом на их появление стали ракетные технологии: к концу 40-х годов появились первые зенитные ракеты с радиолокационным наведением. Они быстро развивались и вскоре стали достигать стратосферы и сбивать самые быстрые реактивные самолеты. Экипажам бомбардировщиков пришлось научиться летать вне поля видимости радаров или искать способы борьбы с ними, например, глушить их средствами радиоэлектронной борьбы.
Америка впервые применила тактику подавления противовоздушной обороны противника во время войны во Вьетнаме. Самолеты подразделения Wild Weasel («Дикие ласки») получали задание уничтожать радары перед налетом штурмовиков. Такие самолеты оснащались радиолокационными приемниками для обнаружения средств ПВО и были вооружены сначала бомбами, а затем специальными ракетами, способными поражать радары. HARM - это последнее воплощение этих ракет класса «воздух-земля»: ракета весом около 350 кг и дальностью действия около 90 миль, способная обнаружить и поразить радарные системы даже после их отключения.
HARM настолько эффективны, что их называют не средствами подавления, а средствами уничтожения противовоздушной обороны противника. Их применяли в ходе военных конфликтов в Ливии, Ираке и бывшей Югославии. Однако их присутствие в Украине стало неожиданностью, поскольку украинские летчики летают на самолетах российского производства, которые не совместимы с оружием НАТО.
Физически прикрепить ракету HARM к украинскому самолету не так просто, поскольку они используют различные системы крепления к крыльям самолета. Возможно, для этого использовались импровизированные адаптеры. На фотографиях, якобы сделанных в Украине, показаны ракеты HARM, прикрепленные к самолетам МиГ-29 и Су-27С. Отсутствие интерфейса передачи данных между самолетом и ракетой представляет собой еще одну потенциальную проблему. Обычно HARM передает информацию от своего собственного радиолокационного искателя пилоту, который затем запускает ракету по радиолокационной системе. У HARM есть более простой запрограммированный режим, в котором координаты вражеской радиолокационной станции вводятся перед вылетом. HARM, настроенная таким образом, не может наносить удары по мобильным или непредвиденным угрозам, только по заблаговременно обнаруженным радарам.
Украинские пилоты успешно применяют HARM, утверждает Пентагон, который недавно одобрил дополнительные поставки. К настоящему времени операторы российских радаров знают: чтобы не стать мишенью, включать свои комплекты следует только в том случае, когда они узнают из других источников, что поблизости находится украинский самолет. Если они оставят свои радары включенными, HARM их найдет. Это позволит украинским пилотам или операторам беспилотников совершать вылеты свободнее и с меньшим риском. Новые американские ракеты в какой-то мере подрывают превосходство в воздухе, которым до сих пор пользовалась Россия.