Современная идея "русского мира", которую проповедовал патриарх Русской православной церкви Кирилл, является соединением российской имперской идеи с другими, основанными на православии. Вместе с тем, конфликт в Украине показал провал "русского мира".
Об этом заявил ученый, один из ведущих исследователей РПЦ Николай Митрохин.
"Православный фундаментализм" и идея "русского мира" — это разные идеи. Я выделяю три основных типа церковных политических идеологий. Их условно можно соотнести с Питером, Москвой и Киевом. Первый тип — питерский — это имперский русский национализм. Концепция "русского мира" в него отчасти вписывается. Патриархия, на мой взгляд, является типичным представителем именно имперской традиции. Вторая традиция — московско-владимирская, она связанна с культом старчества, независимых от иерархии православных духовников. Эта традиция ведет к отторжению от внешнего мира, замыканию в общине, социальной пассивности.
Третья тенденция начиналась в Киеве ХХ века и потом отчасти перешла на донецкий вариант русского православия. Это агрессивное противостояние внешнему миру, в первую очередь, Западу, силам, которые ассоциируются с модерностью, за счет такого специфического типа православного объединения, как братство, то есть союза равных между собой людей, священников и мирян, которые вместе, независимо от иерархии, за счет проповедей и литературы (а где надо — и кулаками) защищают от внешнего воздействия свой, в том числе "русский мир"", - пояснил он.
По словам Митрохина, "Кирилл (и его устами Московская патриархия) пытается скомбинировать русский имперский национализм и упомянутую агрессивную самозащиту, на уровне риторики сливаясь с государством".
"Но проблема в том, что эти две ветки не состыкуются. В результате родилась вот эта самая концепция "русского мира", который должен включать в себя всех людей, говорящих по-русски, и не только на территории бывшего СССР. На самом деле, украинский кризис показал, что никакого "русского мира" нет, что людей, которые однозначно ориентируются на Москву в самом важном для концепции "русского мира", помимо России, государстве — Украине — очень мало", - уверен он.
"Действительно ли московские политики были очарованы идеями Кирилла, или же они просто прикрывали ими свои собственные замыслы — это вопрос дискуссионный. На мой взгляд, для менталитета Путина и реализующих имперские идеи чекистов намного важнее их офицерское прошлое. Их учили быть людьми, противостоящими Западу, и это после "спецшкол" бывшего КГБ основательно засело у них в подкорке. Условно говоря, Дугин, преподающий в академии ФСБ или Генштабе, важнее, чем Кирилл со своими красивыми, но абстрактными идеями. Отношение к Кириллу примерно такое: конечно, молодец-парень, нас поддерживаешь, мы еще православие сюда втравим, авось кто-нибудь поведется на него... Тем более, что ЧК, ОГПУ, КГБ с давних пор использовали, в том числе, приманку ностальгии по русскому православию, золотым куполам для вербовки агентов среди эмигрантов", - добавил ученый.