В 2014 году, когда началась гибридная война России против Украины и был вероломно захвачен полуостров Крым, а также часть Донецкой и Луганской областей, многие специалисты пытались провести аналогию этих событий с теми, что уже имели место в истории. В большинстве случаев, прогнозируя события будущего и возможные варианты разрешения проблемы с временно оккупированными территориями (ВОТ), эксперты обращались к опыту Молдовы с Приднестровьем. Однако я всегда видел схожесть проблемы ВОТ Украины именно с Азербайджаном.
В целом, затрагивая этот вопрос, я никогда не испытывал иллюзий, как в отношении Крыма, части Донецкой и Луганской областей, так и в отношении Карабаха, относительно разрешения этой проблематики мирным, дипломатическим путём. В целом, именно так и произошло в случае с Карабахом в 2020 году, в ходе освободительной 44-дневной войны и в 2023-м, в ходе 24-часовой войны. Во всех случаях законному возвращению в состав государства его территорий предшествовала войсковая операция.
Но уже в 2020-м, в ходе освободительной войны Азербайджана в Карабахе, стали проявляться негативные тенденции на международном дипломатическом уровне, с которыми в перспективе могла столкнуться и Украина. Речь идёт о достаточно острой критике действий Баку по освобождению Карабаха, которая исходила от международного сообщества. То есть законное право на восстановление территориальной целостности государства, поддавалось критике и даже дискредитации.
Несправедливый склероз
Стоит отметить, что в период оккупации Карабаха, вначале 1990-х, международное сообщество было на стороне Азербайджана и всецело призывало Армению прекратить свою агрессию. Например, в период активной фазы оккупации Карабаха ООН приняла четыре резолюции Совета Безопасности под номерами 822, 853, 874 и 884, призывающие Армению остановить оккупацию. В частности, армянскую сторону призывали вывести войска с территории Азербайджана, а именно – Кельбаджарского, Агдамского районов и т.д. Но, в 2020-м и в 2023-м обо всём этом забыли, и Азербайджан стали обвинять в «геноциде армянского населения», проживающего на временно оккупированных территориях!
То есть обвиняли освободителя своих земель в ущемлении прав оккупантов. Парадокс, но факт. Тогда, в 2020-м, я задался вопросом: а как будет складываться ситуация, когда Украина приступит к освобождению своих ВОТ, ведь я никогда не видел возможности дипломатического, мирного урегулирования этого вопроса? Ведь если на сегодня у международных институтов одна позиция, то кто гарантирует сохранение этой позиции через 30 лет?
Стоит отметить, что с 2014 по 2022 годы в Украине и не рассматривался вариант силового решения проблематики ВОТ, но было очевидно, что вопрос расширения оккупированных территорий рассматривается самой Россией. Но в эти размышления вмешалась война 2022 года…
Перспектива
В период с 2023 по 2024-ый начался процесс полного восстановления суверенных границ Азербайджана, но сопровождался он масштабной волной дискредитаций со стороны страны-оккупанта, Армении и международных институтов, которые критиковали Баку в вопросе восстановления своей целостности.
Всё началось в 2023-м с распространения в Европе нарратива о том, что Азербайджан провоцирует голод в Ханкенди, что и близко не соответствовало действительности. Это очень сильно напоминало нарратив российской пропаганды про “8 лет бомбили Донбасс!” Но именно бегство оккупантов из Ханкенди назвали на Западе неким изгнанием, хотя Баку и близко не создал условий, как схожих с геноцидом, так и изгнанием. Покидавшие город были либо запуганы армянской пропагандой, либо прекрасно понимали, что за ними тянется шлейф преступлений, за которые им придётся отвечать по всей строгости закона, а потому бегство было оптимальным вариантом.
Когда тысячи незаконно заселившихся в городе армян бежали из Карабаха, у меня возникал вопрос относительно того, а как к подобным тенденциям будут относиться наши западные партнёры, когда начнутся схожие процессы на востоке и в Крыму? Причём, если в случае с Карабахом Азербайджан не применял силовой элемент для данных процессов, то Украина вынуждена будет применить силу для изгнания незаконных “поселенцев” со своих территорий. И тут есть полностью законное обоснование.
В какой-то исторический момент, короткий или среднесрочный, но Украина вернёт все временно оккупированные территории. И крайне остро возникнет вопрос относительно возвращения не только территорий страны в её законных границах, что произойдёт, но и возвращения собственности тех владельцев или их наследников, которые пожелают возвратиться на историческую родину. Особо остро это касается проблематики Крыма и территорий Донецкой и Луганской областей, которые были оккупированы с 2014 года.
И для Украины эта проблема может стоять куда более остро, чем даже для Азербайджана в Карабахе. Ведь в Карабахе большинство сёл и населённых пунктов были разрушены и разграблены оккупантами, и, награбив, они даже не оставались в этих местах на протяжении почти тридцати лет. Разве, разрушив и разграбив Физули, оккупанты стали там жить и строить? Или Джебраил? Сколько там жилищных комплексов построили оккупанты за почти 30 лет? Но в Украине ситуация будет намного сложнее, чем в Физули, Джебраиле, Гадруте, Шуше и даже Ханкенди.
В Украине Россия с 2014 года заселяла оккупированные территории своими гражданами, без какого либо законного права. Заселяла квартиры, дома украинцев, бежавших в 2014 году на материковую Украину. Отбирала бизнес, застраивала многоэтажными комплексами на полуострове зоны, где росли красно-книжные деревья и растения. Нарушала нормы, установленные при Украине по застройке множества уникальных зон, выходила за рамки планов застройки.
Что делать со всеми этими людьми, захватившими частную собственность украинцев и незаконной застройкой? В условиях любого цивилизованного законодательства – это выдворение незаконных жильцов и разрушение незаконной застройки с последующей попыткой восстановления, возрождения заповедной зоны. Но это как-раз и может вызвать в будущем недовольство партнёров Украины, поскольку, если Армения смогла активизировать своё лобби в других странах для дискредитации Азербайджана, то, что стоит России с её ресурсами аналогичную начать кампанию, когда Украина будет восстанавливать справедливость не только территориальную, но и в отношении каждого украинца.
Снос незаконно построенной многоэтажки в уникальной, заповедной зоне, а также выселение незаконно в ней проживающих “неместных” могут преподнести как террор и геноцид. При этом, по мере углубления работы с незаконными заселенцами, будут и расти масштабы дискредитации. Ведь с оккупированных территорий Украины, точно так же, как с Карабаха, будут бежать не просто тысячи, десятки тысяч, а сотни тысяч понаехавших россиян и их пособников. С Крыма так вообще, они будут не выезжать, а выплывать, как крысы, бегущие с тонущего «непотопляемого» авианосца.
Но проблема в том, что в освобождённом Крыму, Донецке, Луганске останутся тысячи упёртых сепаратистов и оккупантов, которые никуда не уедут, даже осознавая то, сколько за ними преступлений и, что за ними придут. И придут. И вот тогда начнутся особо громкие вопли о том, что нарушаются права человека, преследуют местных, чистки, геноцид, хунта лютует!
Самый яркий пример – это Рубен Варданян, известный своим финансированием терроризма, но которого информационно даже попытались представить к Нобелевской премии мира, что само по себе звучит абсурдно, но факт остаётся фактом – такие попытки были. Или то, как армянские информационные ресурсы пытались представить действия азербайджанских общественников в 2023 году в Ханкенди как геноцид и голодомор, хотя ничего подобного в регионе не происходило. Но с каждой трибуны, с каждой площадки, армянские рупоры вещали об “ущемлении” прав и свобод, а также “страданиях” и “лишениях” армян в Ханкенди.
Именно к этому следует готовиться Украине, когда начнёт возвращать свои территории. На её оправданно законные действия крайне негативно могут начать реагировать ещё недавние партнёры и там, где звучали одобрения и поддержка, уже завтра могут звучать осуждения и непонимание. В свою очередь страна, которая ранее эти территории оккупировала, активизирует все свои рычаги для создания соответствующих негативных информационных волн, пытаясь использовать как основной инструмент дискредитации именно эти, чуждые для самой России, права и свободы, демократические ценности.
Но все они, вместе взятые, не должны быть преградой в реализации высшей цели – восстановлении справедливости и целостности государства.