Американский журнал Foreign Policy размышляет над ошибками украинской власти в вопросах, связанных с аннексированным Россией украинским Крымом. Крупное периодическое издание Дании Politiken обсуждает реакцию российских властей на предположение главы СБУ относительно возможного «российского следа» в терактах в Брюсселе. Американский журнал Christian Science Monitor пишет о проблемах сохранения дома Гоголя в Одессе, где он написал вторую часть «Мертвых душ».
Американский журнал Foreign Policy опубликовал материал «Для того, чтобы вернуть Крым, Украина должна помнить о крымчанах». «Изоляция полуострова только играет на руку Путину», – говорится в подзаголовке.
В статье сообщается, что на прошлой неделе исполнилось 2 года с момента захвата Россией украинского Крыма. Сейчас крымчане, особенно те, которые не поддерживают аннексию, хорошо понимают, что значит жить под российским господством. На полуострове пророссийская «власть» установила систему псевдосудопроизводства, запугивания и непосредственного насилия в отношении всех оппонентов. Верующие Украинской православной и греко-католической церквей, представители ЛГТБ-сообщества, желающие и в дальнейшем поддерживать Украину, и любой, кто настроен против российской оккупации полуострова, вынуждены идти в подполье. Крымские татары на своей исторической родине испытывают преследования. Десятки тысяч человек покинули Крым после оккупации, включая предпринимателей, активистов гражданского общества, образовательных и религиозных лидеров.
Похоже, Киев просто снял с себя всю ответственность за полуостров, который он больше не контролируетForeign Policy
Все это, по мнению издания, является головной болью для украинской власти, которая, впрочем, остается непоколебимой вместе с большинством стран мира в том, что аннексия Крыма была незаконной, поэтому это – оккупированная территория, которую Россия должна вернуть Украине. Но, как отмечает журнал, если Украина хочет вернуть под свой контроль полуостров, Киев должен изменить свое нынешнее отношение к нему. Киевская власть, по мнению издания, смогла облегчить страдания крымчан под российской оккупацией, обеспечив свободное освещение злоупотреблений оккупации или наладить связи между крымчанами и украинским материком. Похоже, Киев просто снял с себя всю ответственность за полуостров, который он больше не контролирует. И это не только вредит крымчанам. Это оставляет им небольшой выбор по переориентации их повседневной жизни в российской оккупации, ослабляя их связь с Украиной, делая идею возвращения Крыма еще более далекой.
Foreign Policy пишет, что, оказывая поддержку «Гражданской блокаде Крыма», украинская власть приобщается к тому, что крымчане не имеют сейчас возможности покупать украинские изделия и продукты. В результате цены на полуострове выросли, а поставки уменьшились. Тогда как Украина должна мешать транспортировке продукции, которая может быть использована оккупационными властями для усиления своего правления, должно быть место для еды и других товаров, которые нужны людям и которые не могут быть использованы оккупантами. Далее издание отмечает, что украинский министр иностранных дел Павел Климкин совершенно прав, когда говорит, что Украина должна показать Крыму на собственном примере, что будущее – в европейской и демократической Украине, а не в Крыму под временной оккупацией России. Если не будет установлена четкая политика возвращения Крыма или внимания к вопросам безопасности, культуры и гуманитарных аспектов в оккупации, Украина рискует отдалить от себя крымчан и может таким образом заставить их интегрироваться в Россию.
«Изоляция Украиной Крыма будет играть на руку Путину»
Самый популярный журнал Дании Politiken продолжает тему обсуждения российской реакции на предположение главы СБУ Василия Грицака о возможном «российском следе» в террористических нападениях в Брюсселе и публикует статью «Война пропаганды: Украина обвиняет Россию в акте терроризма в Брюсселе». Журнал пишет, что глава СБУ добавил новых оборотов в пропагандистской войне с Россией, назвав бомбовые нападения в столице Бельгии возможным элементом российской гибридной войны. Датское издание пишет, что вполне естественно, что слова главы СБУ привели к злобной реакции в Москве.
Датская газета отмечает, что Грицак заявил, выступая в Киево-Могилянской академии, что многие сейчас подозревает «Исламское государство» в террористической деятельности, но он хотел бы высказать альтернативную гипотезу. Издание добавляет, что перед тем, как стать главой украинской Службы безопасности, Грицак возглавлял именно отдел по борьбе с терроризмом при СБУ. И вот именно это заявление украинского чиновника и специалиста по борьбе с терроризмом подействовало на Москву, как красная тряпка действует на быка. Российский премьер Дмитрий Медведев не удержался и обозвал Грицака в социальных сетях. К этому присоединилась еще и пресс-секретарь российского Министерства иностранных дел Мария Захарова.
В дополнение к этому, как отмечает Politiken, некоторые независимые обозреватели также выразили свое удивление гипотезой о «российском следе» в брюссельских нападениях, которую выразил глава СБУ. В частности, профессор Нью-Йоркского университета Марк Галеотти написал в социальных сетях, что глава СБУ Василий Грицак, возможно, несколько ошибся в этой информационной войне с Россией, настаивая больше на войне, чем на достоверной информации. Впрочем, как завершает датский журнал, реакция в России на бомбовые нападения в Брюсселе была довольно разной. От официального выражения сочувствия – кремлевской верхушкой, до критики НАТО и Запада – всем российским политикумом. Глава российских коммунистов Геннадий Зюганов, в частности, выступая на российском телевидении, заявил, что Европа платит кровавую цену за то, что идет туда, куда ее ведут Соединенные Штаты, тогда как еще один одиозный российский политик Жириновский вообще призвал Европу закрыть границы и депортировать абсолютно всех иммигрантов.
Американская газета Christian Science Monitor публикует материал «Почему дом Гоголя в Украине забит досками?». Журнал сообщает, что дом в Одессе, в котором выдающийся писатель написал вторую часть «Мертвых душ», стоит закрытый, на лестнице растет трава, а на входной двери висит железный замок. Дом 19-го века на самом деле стоит полностью заброшенным. Это здание, расположенное на улице Гоголя, уже не видело жителей достаточно длительное время. Окна дома забиты фанерой, штукатурка с его стен осыпалась, а между ступенек пробивается трава и кусты. Единственное, что напоминает о связи с Николаем Гоголем, – это мемориальная доска на стене дома, на которой написано на украинском и русском языках, что здесь жил выдающийся писатель Николай Гоголь с 1850-го до 1851 года.
Американское издание добавляет, что пребывание Гоголя в этом доме не было его личным выбором. Проблемы с документами и плохие погодные условия задержали его по этому адресу на 3 месяца дольше, чем он планировал, таким образом, как отмечает издание, у него было дополнительное время, чтобы дописать вторую часть «Мертвых душ». Далее американская газета приводит слова Андрея Шелугина, главы отдела памятников архитектуры города, который говорит, что дом этот в настоящее время является частной собственностью и власть не может ничего поделать с тем состоянием, в котором он сейчас находится. Впрочем, Шелугин же говорит, что город приведет в порядок этот дом, хотя и имеет финансовые проблемы.
Christian Science Monitor отмечает, что вряд ли дом Гоголя в Одессе является единственным домом известного писателя, который находится в плачевном состоянии. В США, например, бывшие коттеджи Эдгара По в Балтиморе и Бронксе находятся в упадке. Даже исторический дом Марка Твена в штате Коннектикут пребывает не в лучшем состоянии из-за финансовых проблем. Гоголевских же, как заключает американский журнал, есть три дома в Украине, один в Москве и один в Риме. Но, несмотря на все, поклонники литературы в Одессе говорят, что чрезвычайно важно сохранить именно этот дом №11 на улице Гоголя.