ЧУМАЦКИЙ ШЛЯХ В РОТТЕРДАМ

ЧУМАЦКИЙ ШЛЯХ В РОТТЕРДАМ

Сегодня ВАКС рассматривал возобновление расследования дела «Роттердам+» НАБУ по обращению бывшего заместителя генпрокурора Чумака. Какая подоплека у этого обращения в ВАКС и причем здесь Чумак – попробуем разобраться.

Сторона защиты в деле «Роттердам+» сравнивает попытки Сытника возобновить расследование с действиями египетских салафитов (течение исламского фундаментализма), которые в 2011 году продвигали законопроект, разрешающий мужу совершать половое сношение с покойной женой – на протяжении шести часов после смерти. При этом, как отмечают адвокаты, в отличие от египетской ситуации, дело изначально выглядело как труп, и поэтому желание директора НАБУ продлить его после 3,5 лет, говорит о том, что фундаментализм директора НАБУ идет гораздо дальше фундаментализма салафитов.

Итак, что произошло. Напомним, 28 августа САП частично закрыло дело «Роттердам+», отменив подозрения против фигурантов членов НКРЭКУ и менеджеров ДТЭК. Решение было принято на основании комплексной экспертизы СБУ, которая не выявила ущерба государству за период действия формулы. Собственно, и все прочие экспертизы и исследования формулы (а их было не менее пяти, и все они делались учреждениями с именем) заканчивались аналогичными выводами. Кроме одной «экспертизы», написанной на коленке самими детективами НАБУ (заметим, не имеющими никакого отношения к энергорынку) и заверенной экспертом все той же СБУ. Именно с этой бумажкой затем носился, как со знаменем, Сытник.

Противоречие в вопросе СБУ, которое сначала заверяет филькину грамоту НАБУ, а затем проводит добротную экспертизу, которая опровергает филькину грамоту – только кажущееся. Дело тут в том, что в какой-то момент сам факт расследования начал мешать Зеленскому. По «устному распоряжению» которого, напомним, Минэнерго организовало переговоры о поставках угля с остановившегося «Добропольеуголь» на «Центрэнерго» именно по формуле «Роттердам+» как самому дешевому и прозрачному механизму. «Укрзализныця» делала свои закупки по той же формуле, на газовом рынке работал зеркальный «Амстердам+». Расследование выглядело нелепо, а главное – этот правоохранительный троллинг омрачал отношения Зе с Ахметовым. Это и были основные причины решения САП. Закрытия, но с опцией продолжения расследования, только уже с возможностью удара по одному Порошенко, без Ахметова. На основе «открывшихся обстоятельств» или «международно-правовой помощи».

Выглядело бы это все откровенно жалко, и поэтому гуру антикоррупционного пиара решили Сытника вывести из ситуации с гордо поднятой головой. Оспорить частичное закрытие в суде. Но НАБУ не могло сделать этого по закону. Тупик? Ха-ха. Заявление в Высший антикоррупционный суд подается от имени одного из заявителей, по обращению которых дело было открыто 3,5 года назад. Что тоже, мягко говоря, ну очень творческая трактовка законодательства.

А заявителями были депутаты Куприй и Чумак. Первый был полным аватаром Коломойского, второй – называл Коломойского «патриотическим олигархом». Чумак – такой классический антикоррупционер. Дом в поселке Хлепча, где по соседству особнячок семьи Азаровых и министра Януковича Ярошенко. И других хороших людей. Общие схемы с Микитасем (дочка замужем за его топ-менеджером), пока тот был на коне. Якобы проданный бизнес, владельцы которого выступали техническими кандидатами и доверенными лицами Чумака на выборах. Легендарные 77 билбордов с лицом Чумака в Киеве на миллион гривен, происхождение которых он так и не смог вразумительно объяснить. И, наконец, пост заместителя генпрокурора.

Но самое смешное, вообще не факт, что Чумак был в курсе того, что обжаловал закрытие дела «Роттердам+». На заседания он не являлся. За него все делал его представитель. Под руководством НАБУ. Которое и виляет ветераном антикоррупционного фронта. Детективы которого попросили приобщить их к жалобе Чумака. Уж очень она замечательная. Судья не разрешил, ибо это нонсенс и безумие: детективы, которые 3,5 года расследовали дело с прокурорами, решили выступить против коллег. Но НАБУ не впало в отчаяние, а сделало ход конем – взяло и отдало Чумаку 11 томов дела, чтобы ему сподручнее было. Добровольно отдало, хотя НАБУ не является стороной в суде. А Чумак не имеет никакого отношения к следствию. Чистое разглашение материалов дела. Золотой стандарт Сытника.

И вот сегодня ВАКС рассматривал обращение Чумака. Любое решение станет ударом по репутации власти. И пирровой победой Сытника. Хоть он и не считает, что пирровой. ЦПК даже провел мини-кампанию, анонсирующую решение ВАКС. Юрист ЦПК написал колонку на УП, в одной половине которой проклинал «Роттердам+», «который коснулся каждого» (хотя формула не имеет никакого отношения к тарифам для населения), а во второй также страстно донес неожиданную на первый взгляд мысль, что есть экспертиза в деле или нет, и что она там решила – это вообще неважно. Умно, хотя Сытник и заявлял противоположное. И если экспертиза не главное – почему до сих пор дело «Приватбанка» не в суде?

Чтобы понять, почему ситуация lose-lose как для Офиса, так и для НАБУ, хоть до них это и не доходит, стоит обратиться к фону событий. Он уже не зеленый, а черный, с отливом российского триколора. Зеленский даже не создает коррупционную вертикаль, а превращает страну в коррупционные руины. Настолько быстро и эффективно, что это заметила даже «Украинская правда», написавшая целую статью о новых барыгах – откатах «Большой стройки», темах Шефира на ОПЗ и Энергоатоме, и Ермаке с Тищенко. И о том, что в глобальном рейтинге коррупции еще в начале этого года Украина опустилась на уровень 2017 года.

Для защиты этого дерибана Офис хочет иметь подконтрольную судебную и правоохранительную системы. Одним из операторов процесса выступает Портнов. В противостоянии НАБУ и ОАСК Офис фактически открыто берет сторону символа судейской коррупции судьи Вовка. Сегодня Зеленский назначает в ОАСК судью Гарника, запрещавшего акцию против Путина. В то же время Офис при супервайзерском руководстве Портнова вырывает звено из построенной Западом антикоррупционной вертикали. Без САП НАБУ – машина без колес. Причем снимают колеса в пророссийской коллаборации с Коломойским и Медведчуком. В стилистике освобождения от гнета внешнего влияния. Это действие – еще один символ разворота от Запада в сторону Москвы.

Депутат "СН" Юнаков, который проголосовал против создания комиссии по выбору главы САП, получает угрозы с российского номера. По словам Юнакова, прозападных депутатов в СН – около 40 человек. Юнаков (человек Богдана, чего, собственно, и не скрывает) сообщает крайне интересные сведения. Например, о том, что «около трети депутатов не разбирается и не вникает, за что голосуют». И что «на каждого депутата, который что-то делает, есть рычаг».

И вот в Украину приезжает Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел, что интересно – антироссийски настроенный испанец. Который встречается с Зеленским первый раз, и поэтому не хочет пороть его сразу, а хочет установить контакт. Поэтому безвиз до выбора нового главы САП не отменят. Боррель обещает кредит 1,2 млрд евро, если дикари перестанут есть руками, кидаться костями и уберут в хижине. Как пишет Фурса, «пока вы не начнете вести себя прилично, не возобновите программу МВФ, не проведете судебную реформу, не прекратите атаку на антикоррупционную реформу, денег не будет». Символичным ответом Боррелю является назначение Зеленским зашкваренного судьи в ОАСК.

Логика Запада понятна. Если и можно как-то вернуть происходящее в Украине в цивилизованное поле – то через перезагрузку судебной системы, удаление из нее вовков и создание прецедентов неотвратимости наказания за коррупцию. Та же мотивация и по антикоррупционной вертикали. Но проблема в том, что Запад пытается оживить труп. Самое большее, что он может получить при Зеленском – это гальванические подергивания конечностей. Нельзя заставить работать тело, если мозг мертв.

Это касается в глобальном смысле Зеленского, а в узком – Сытника. Который профанировал и дискредитировал само понятие борьбы с коррупцией. НАБУ не верят и в НАБУ не верят «благодаря» Сытнику. Неприкосновенный Коломойский, торжествующий Вовк, жалкие сливы пленок вместо реального расследования и логичный провал. И – пиар на фейковом деле, дабы выставить себя в роли борцов с олигархами.

ВАКС оказался перед сложным выбором и ушел думать до утра. Отказать – это будет выглядеть как еще одна победа Портнова над «внешним влиянием» и подчинением антикоррупционной вертикали. Удовлетворить жалобу Чумака, у которого по закону нет никаких прав и полномочий требовать какие-то рассмотрения – показать себя в роли бесплатного приложения НАБУ. Показать, что есть серьезные внешние игроки, способные через колено переламывать ход резонансных и показательных процессов.

И это тоже пас условному Портнову. Потому что в этом случае НАБУ и ВАКС, действующие согласованно, и откровенно пренебрегающие законом, будут вглядеться именно как инструменты внешнего влияния. Чего и добиваются ОПУ и ОПЗЖ. Вовремя не поменяв Сытника, Запад загнал себя и Украину в цугцванг. Квин, Боррель и Маасикас (вместе с послами G7) пытаются делать вид, что Сытник – их сукин сын. Но они, увы, только обнажают свое непонимание того, чем есть НАБУ и Сытник, во что превратили созданный ими инструмент, и кто им пользуется. И если детективы НАБУ начинают расследовать слово в слово дела Кулика, который топит в упряжке с Деркачем – это ли не лучший показатель, что их украинский Санчо Панса играет на стороне мельниц? Как минимум, время от времени. А в результате и Запад, и Украина проиграют, а выигрывают агенты РФ.

Страсти