Западным грантодателям и Западу как таковому, наверное, очень грустно наблюдать, что выпестованная им антикоррупционная вертикаль пользуется в Украине критически низким уровнем доверия. В силу своей стремящейся к нулю эффективности и комплекса мессианства, не только ничем не подкрепленного, но и неоднократно опровергнутого. Из-за двойных (хочется написать – дойных) стандартов, когда есть любимые враги и неприкосновенные персоны. И многократных, уже утомивших общество пиар-пшиков, когда надутый пузырь шокирующего разоблачения лопался, а дети лейтенанта Гранта утирали брызги со лба и бежали надувать следующий. Запад в этой ситуации разводил руками и утешал себя концептуальной мантрой: да, сукины дети, но наши сукины дети.
Но все чаще возникает вопрос: а вы уверены, что ваши? Ну или что только ваши? Вот вам материал, друзья, для, так сказать, ДНК-теста на отцовство. Центр противодействия коррупции и Никопольский завод ферросплавов синхронно подали заявления в ВАКС, требуя возобновить дело «Роттердам+». Сегодня суд отложил рассмотрение совместного иска на 8 октября.
Итак, в деле «Роттердам+» обнаружились потерпевшие – ферросплавные заводы Коломойского и Центр противодействия коррупции. Непонятно даже, кто больше пострадал? Но нет ли тут какого-то диссонанса для Вашингтона? Его сукины дети работают в тесной коллаборации с Коломойским, деятельность которого расследует ФБР, а Минюст США выдвигает ему обвинения в отмывании украденных денег на территории США. А в это время в Украине организация, живущая на американские деньги, борется за права Коломойского вместе с ним. Иски, поданные ЦПК и НЗФ, настолько про одно и то же, что судья ВАКС Олейник объединила их.
Уж не знаем, в курсе ли посольства, которые тратят столько сил, чтобы ограничить влияние Коломойского в Украине, что ЦПК вообще не считает связанные с ним криминальные производства и нанесенный им Украине ущерб чем-то важным. Если зайти в раздел «ТОП-дела» сайта ЦПК, то вы не обнаружите там ни кейса «Приватбанка», ни кейса «Укрнафты. Не говоря уже о «Центрэнерго». Действительно, 160 млрд грн вынуто из «Привата», 15 млрд из «Укрнафты» (это только то, что тупо украдено, не считая махинаций с аукционами), 4 млрд грн – «Центрэнерго». Мелочь какая-то. Вот дело судьи райсуда Харькова Лазюка, которого взяли за взятку в 300 долларов – это топчик.
Заслуживает для включения в раздел «ТОП-дела».
Ни беззубая акула НАБУ, ни ее рыба-лоцман ЦПК никогда не заплывали за буйки, расставленные вокруг Игоря Валерьевича Коломойского. И успешно с ним сотрудничали. Само дело «Роттердам+» - пример стыдного симбиоза соросят и Коломойского.
Вместе пилили ноги Порошенко. Запад смотрел сквозь пальцы, потому что был не против уменьшить вес слишком крупной фигуры Ахметова. Но вписывались соросята, конечно, не по заданию обкома, а по заданию партнёра Коломойского по ферросплавному бизнесу – Пинчука. Который долгие годы работал как инкубатор по выращиванию экспертов и активистов, финансируемых различными программами фондов Пинчука. И на соросят Пинчук имел влияние, сопоставимое с влиянием западных доноров. Да и на само НАБУ, одно из структурных подразделений которого возглавляет бывший начальник охраны банка Пинчука.
Так что встреча адвоката Коломойского и главы штаба Зеленского Богдана и директора НАБУ Сытника, которую организовывал Шабунин между первым и вторым туром выборов президента в 2019, когда уже было окончательно понятно, что выигрывает Зеленский – была встречей партнеров-победителей по обсуждению формата будущей работы. Формат оказался простой: при Богдане, пока тот был в силе, до конца 2019 года, Сытник управлялся звонками из Офиса президента. И вполне себя комфортно чувствовал.
Трепыхаться Артем Сергеевич начал уже при Ермаке, который вместе с Медведчуком и Коломойским решили не устраивать договорняки, а просто рейдернуть всю антикоррупционную вертикаль.
Что же касается попытки реанимировать расследование против ДТЭК и экс-руководителей НКРЭКУ, то она еще раз иллюстрирует, что энергетика – краеугольный камень украинской политики. Вся эта возня вокруг дела «Роттердам+» – это, конечно, никакая не борьба с коррупцией, а конфликт между крупнейшими потребителями электроэнергии Коломойским/Пинчуком и крупнейшим ее производителем Ахметовым. Это война за тариф. Бизнес Коломойского может существовать только при низких тарифах. В противном случае он становится не рентабельным и проигрывает конкуренцию на внешних рынках. Можно было вложить в модернизацию этих заводов инвестиции и избавиться от критической зависимости. Но, как мы знаем, это не путь Игоря Валерьевича. Деньги он вкладывает в недвижимость в Кливленде и американские заводы, которые под его чутким руководством быстро, впрочем, ухайдокиваются.
А соросята в этой войне не парят над схваткой, и не жалят обе стороны, как вообще-то должны были бы антикоррупционеры. А выступают наконечником копья одной из сторон – Коломойского. Дивная деталь: о том, что именно завод Коломойского будет оспаривать закрытие дела «Роттердам+» наш любимец Сережа Лещенко знал еще 28 августа – в день, собственно, закрытия дела САП. И о том, что «завод признан потерпевшим», и о том, что будет оспаривать.
Впечатляющий уровень информированности, с учётом того, что чуть не в каждом своём посте Лещенко рассказывает, как он не любит Коломойского. Не так сильно, конечно, как Ахметова, но тоже. Правда, о его ферросплавном партнёре Пинчуке Лещенко пишет или хорошо, или ничего. И готов отмывать его в любое время суток – приезжать на завтрак в Давос после статьи Пинчука о том, что надо отказаться от Крыма и ЕС, например. Кстати, интересно, что тогда Пинчука активно отмазывал и парламентский любитель женщин по переписке Богдан Яременко, представитель группы Коломойского в «СН».
При этом ставки в игре настолько высоки, что соросят вынуждают идти на явный каминг-аут – совместное исковое заявление с заводом Коломойского/Пинчука, так сказать, палить контору без вариантов. Почему это делается? Ставки очень высоки. Очень нужно подвесить Ахметова. Ведь нынешнюю ситуацию на рынке электроэнергии драматически обостряет необходимость выплат по зеленому тарифу, речь о десятках миллиардов гривен. Его снизили, заключив меморандум, но деньги откуда-то все равно брать надо.
Получить их можно либо повысив тариф для населения, либо подняв тариф «Укрэнерго» на передачу для промышленных потребителей – в три раза (с ноября предлагают поднять на треть, что не решает проблемы, но уже вызывает протесты). Либо – за счет бюджета. Первое похоронит Зеленского, и делать этого не будут как минимум до Нового года, а второе похоронит ферросплавный бизнес Коломойского/Пинчука. И вот тут-то и нужен крючок для Ахметова. Чтобы нечужой ему Кабмин рассчитался с зелеными государственными деньгами. Выпустил ОВГЗ и/или заложил деньги в бюджет.
Кабмин рвения в вопросе не проявляет. И вот тут-то и достаются из закромов лучшие люди города – ЦПК с Шабуниным, Лещенко, а до этого Чумак, и бросаются на амбразуру. Даешь возобновление дела! Самое смешное: это возобновление невыгодно никому, кроме Коломойскому. Даже Сытнику невыгодно. На моменте закрытия дела САП он был как заяц, который развел и лису, и медведя и волка – для тех, кто в теме, а для публики – отважным героем, вышедшим на 146-ю финишную прямую, когда чьи-то злые руки отправили лебедю в корму заряд процессуальной дроби, и он рухнул, побежденный, но не сдавшийся. Отправим его на новое задание! А вот если дело возобновят – то кошмар продолжится, и непонятно как дальше выруливать.
Предложенный Ермаком вариант: оставляем кусочек Роттердама, чтобы догонять Порошенко, а ДТЭК выводим – не устраивает Коломойского. У него уже дела плохи на заводах. Выпуск продукции в январе-июле упал на 18%, склады забиты, продается вдвое меньше, чем производится. А цены на энергоносители, как мы и предполагали летом – растут. Повышение тарифа для него – удар по голове. Поэтому – никаких полумер, только возобновление расследования. Неважно, что нет доказательств, неважно, что фейк. А вот мы выберем своего главу САП, он возьмет и арестует все имущество ДТЭК в качестве меры обеспечения. И вот мы уже слышим, что Минэнерго предлагает заложить 11,5 млрд грн на оплату "зеленой" электроэнергии в Госбюджете-2021.
Судя по тому, что ВАКС перенес вынесение решения на 8 октября, торги вокруг ситуации идут полным ходом. На это указывает тот факт, что суд не принял во внимание аналогичное решение ВАКС по обращению Чумака.
Заслуживает внимание и то, как ЦПК ведет себя в отношении к судьям ВАКС. Судью Широкую, которая посмел не удовлетворить жалобу Чумака, ЦПК уже начал травить. Пламенные комсомольцы на побегушках у Коломойского уже используют такие эпитеты в адрес судьи, как «продажные», «слитие дела», публикуют ее фото и ставят ее имя в один ряд с Венедиктовой. Это не что иное, как давление и запугивание. Им не надо законного решения, им надо, как они просят. Вернее, даже не они, а заказчик, в данном случае Коломойский.
Интересно, как будет с судьей Олейник, рассматривающей обращение НЗФ и ЦПК – потому что это именно та судья, которая год назад избирала аресты в качестве меры пресечения подозреваемым по делу. Будет ли ЦПК выкладывать ее фото и заявлять о «сливе» в случае отказа? Полагаем, что легко и без когнитивного диссонанса. А почему бы и нет? В своей аргументации глава ЦПК не гнушается опускаться до физических особенностей оппонента (лишний вес прокурора Пономаренко) и расклеивать ярлыки о чьей-то продажности, не имея этому ни малейших подтверждений. У нас коррупционеры и антикоррупционеры – как менты и бандиты. Отличие только в официальном статусе и возможностях. А коммуникационные навыки – те же. При необходимости легко могли бы заменить друг друга.