После нападения хуситов в субботу на нефтеперерабатывающий завод компании Aramco в Саудовской Аравии, госсекретарь Майк Помпео сделал очевидное, но важное замечание: вините во всем Иран.
Это очевидно потому, что у повстанцев-хуситов в Йемене нет беспилотников, ракет и опыта для проведения атак на территории Саудовской Аравии. В 2018 году экспертная комиссия ООН по ситуации в Йемене исследовала осколки ракеты, выпущенной по Саудовской Аравии с подконтрольной хуситам территории в Йемене, и заключила, что есть высокая вероятность того, что ракету по частям доставили из Ирана. Один из командиров Хезболлы в 2016 году сказал аналитику из университета Джорджа Вашингтона: «Вы думаете, кто обстреливает ракетами «Точка» Саудовскую Аравию? Это не хуситы в их сандалетах, это мы». Хезболла, конечно же, это подразделение Корпуса Стражей Исламской революции.
Реакция Помпео важна потому, что исторически Иран притворяется, будто ищет мира, хотя на самом деле занимается войной. Именно поэтому министр иностранных дел Ирана ездил в августе во Францию, чтобы заверить крупнейшие экономические державы в своих мирных намерениях, хотя в то же время Иран наращивал эскалацию опосредованной войны с Саудовской Аравией. Иранская дипломатия строится на том, что его противники отделяют агрессию его прихвостней от его политического режима.
Удивительно то, что слова Помпео уже вызвали критику со стороны ведущих демократов. Даже сенатор Крис Мерфи с его проработанными взглядами увидел общую картину в совершенно неверном свете.
В Твиттере Мерфи прикидывается наивным. «Саудовцы и хуситы воюют, - пишет он. – Саудовцы нападают на хуситов и хуситы нападают на саудовцев».
Подобная нейтральность прискорбна по нескольким причинам. Для начала, сам масштаб субботнего нападения (по оценкам саудовцев, пострадала половина их нефтедобычи) можно расценивать как эскалацию. Последствия не ограничатся Йеменом или Персидским заливом. Пострадает мировая экономика.
И хотя Мерфи правильно критикует жестокость саудовцев, две стороны регионального конфликта не равноценны. Иран – страна-ревизионист, бросающая вызов статус-кво по всему Леванту и Персидскому заливу. США и их союзники пытаются его сдержать. США пытались надавить на Саудовскую Аравию и разрядить ситуацию, но Иран заставляет хуситов стоять на своем.
К счастью, Мерфи и другие демократы не будут решать, как реагировать на недавнюю агрессию. Это решение будет за президентом Дональдом Трампом.
Трампу нужно учесть, что любые договоренности с Ираном в будущем должны положить конец авантюрам Исламской республики в регионе Персидского залива. Трамп также должен пересмотреть военную возможность сдерживания будущих эскалаций. Американская разведка выявила точные места расположения иранских баз и командиров в Йемене и на Ближнем Востоке. Если Трамп хочет ответить при помощи силы, не атакуя при этом иранскую территорию, у него есть множество целей за пределами этой страны.
Если Трамп продолжит искать переговоров с иранским режимом, он спровоцирует еще больше нападений на союзников Америки. Именно такой стратегии – и ее последствий – придерживался его предшественник, Барак Обама, во время своего второго срока. Во время и после переговоров о ядерной сделке Иран вооружал и готовил своих прихвостней в Сирии, а позже – в Йемене. Ближний Восток теперь расплачивается за эти ошибки. Трамп не должен их повторять.