ПОЧЕМУ ЕВРОСОЮЗ СТОЛКНУЛСЯ С ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ПО ОКАЗАНИЮ ФИНПОМОЩИ УКРАИНЕ И ЧТО СЕЙЧАС НУЖНО ДЕЛАТЬ НАМ САМИМ?
Итак, 2 августа в ходе заседания Совета Нацбанка Украины обсуждалось влияние госзаимствований на украинскую денежно-кредитную политику. Это было связано в том числе с тем фактом, что Европейская комиссия перечислила Украине на финансирование первоочередных бюджетных нужд пока лишь 1 млрд евро макрофинансовой помощи из обещанных 9 млрд евро, которые ЕК анонсировала ещё в середине мая этого 2022 года.
Теперь председатель Совета НБУ Богдан Данилишин вынужден был направить в Кабмин свои рекомендации, в частности, установить максимальный граничный объем эмиссии гривны для Нацбанка, которую он проводит через выкуп гособлигаций.
Для чего Данилишин предлагает это сделать? Прежде всего, чтобы попытаться сдерживать девальвацию гривны и рост инфляции. И Совет НБУ хочет получить от Кабмина четкую цифру для «печати гривны», выше которой Нацбанк не будет покупать его долговые ценные бумаги и выпускать новые деньги в оборот (кстати, с начала войны НБУ напечатал по этой схеме уже 246 млрд грн, т.е. выкупил на эту сумму гособлигаций, и сейчас его портфель ОВГЗ достиг 556,1 млрд грн).
Понять «теоретика» Данилишина можно, но и реальный сектор экономики Украины спасать надо, т.к. украинский бизнес финансовые власти давно перевели на голодный денежный паёк из-за рекордно высокой ставки НБУ и, соответственно, очень дорогих кредитных денег. Ну и, конечно, очень быстро иссяк финансовый ручеек от западных партнеров. И вряд ли скоро он превратится в стабильно текущую реку без иностранных инвестиций.
Судите сами. В последнее время Германия напрямую начала финансировать Италию и Испанию, а деньги, которые Европейский центробанк должен был бы инвестировать в немецкие гособлигации, пошли на покупку госдолга проблемных стран Южной Европы. При этом проблемы нарастают и в самой Германии (лишних денег там уже тоже нет) и не исключено, что ЕЦБ придется ближе к зиме увеличить поддержку и самим немцам (инфляция в Еврозоне в июне-июле легко превысила 8%). И, безусловно, в ЕС делать это будут с помощью наращивания темпов работы печатного станка.
Что делать нам? Как реально спасать украинский бизнес? В первую голову надо создавать «Украинскую корпорацию развития» на принципах государственно-частного партнерства для поддержания точек роста в реальном секторе экономики. Медлить нельзя, ведь на 1 августа этого 2022 года только прямые убытки экономики Украины из-за войны превысили 108 млрд долл США (эти данные подготовили аналитики «KSE Institute» в сотрудничестве с правительственными органами).
К тому же война в Украине вынудила инвесторов по всему миру пересмотреть свое отношение к вложению средств в фонды облигаций развивающихся стран. Это еще один ключевой аргумент в пользу организации в Киеве «Украинской корпорации развития» и Международного инвестиционного ХАБа, где бы потенциальным стратегическим инвесторам предлагались сильно подешевевшие украинские активы и привлекательные бизнес-проекты.
Если бы оперативно удалось осуществить эти планы, не сомневаюсь, инвестиционный капитал зашел бы в очень богатую природными ресурсами Украину, а далее – совместными усилиями ВСУ и крупных зарубежных инвесторов удалось бы остановить войну. Поддержка лидеров стран Запада – это очень хорошо, но для спасения украинской экономики особенно важно участие международного частного инвестиционного капитала.