Извините, что я не совсем про театры тут, хотя и про них тоже. я как всегда про удивительное, неперевоспитуемое неумение власти работать с медиаполем вообще и с конфликтами в частности.
вот смотрите. четыре месяца назад Офис Президента назначил Харьковской области нового губернатора Айну Тимчук. в первый месяц я поговорил с десятком умных людей, пообщавшихся с Тимчук незадолго до или сразу после ее назначения. все они практически единогласно сходились во мнении: это будет чиновник-функция, а не медийно-политический субъект, и главная задача ее будет состоять в погашении конфликтных точек, выходящих в медийную плоскость.
грубо говоря, предшественник Тимчук Алексей Кучер не сходил со шпальт газет всю дорогу своего правления, и почти всегда в негативной коннотации. Офису Президента очень не нравилось, что с Харьковщины в СМИ постоянно выплескивается негатив, профессионально проассоциированный с Кучером, а значит и с рейтингом зеленых. по их мнению, Айна должна была «стабилизировать водную гладь, чтобы Харьков перестал быть генератором публичных проёбов Слуг народа».
- как она будет работать с конфликтами? - спросил я у десятка умных человек.
- она будет отмалчиваться и игнорить, и поверь, она будет успешна в этой модели, - отвечали мне.
в этом месте я начинал визжать как капибара, и вот почему. среди чиновников и политиков ходит легенда о Священном Морозе - некоей таинственной сущности, постигнув которую интересант становится неуязвим для неприятных вопросов и неразрешимых тем. легенда гласит, что тот чиновник, который отморозится от резонансных проблем сильнее всего, обретает шапку-неебимку от Священного Мороза, и от того момента его не ебет, что спрашивают журналисты, что думает общественность и что считает профильное коммьюнити. когда ты в шапке-неебимке, то резонансные скандалы схлопываются сами собой, плохие люди перестают хейтить в соцсетях, а проблемы по сабжу ну как-то сами затухают, что ли.
и вот в эту сказку верят сонмы политиков и чиновников, а новая глава Харьковской ОГА так вообще избрала ее базисом коммуникационной стратегии, и наверное продолжала бы чувствовать себя в ней успешно, но беда пришла откуда не ждали.
от бюджетников культурной сферы.
подоплеку, думаю, знают все местные (вся инфа по хэштегу вверху). харьковским театрам втрое сократили финансирование в сравнении с прошлым годом. харьковским театралам критично задерживают зарплаты. в бюджете области на харьковские театры остается денег до середины апреля. вдогонку с поста директора Театра им Пушкина убирают человека, за которого вписывается вся околокультурная тусовка, причем волосатые ноги облсовета торчат из этого мутного антилобби особо не скрываясь. в ответ на начавшееся роптание Айна Тимчук делает ход конем и коммент ртом в камеру, что дескать средняя з/п харьковского театрала составляет 16500 гривен, что весьма неплохо для зажравшихся спиногрызов.
и тут охуевает вся театральная тусовочка, потому что Харьков большая деревня, где все друг друга знают, и ни для кого не секрет, что рядовой актер театра получает чистыми на руки в районе пяти тысяч, и то с задержкой в несколько месяцев, а тут оказывается шестнадцать пятьсот и шапочка-неебимка, вы что, дорогие актеры, не жирно ли трапезничаете, мы тут для вас за последний сосок бюджетное вымя трогаем, а вы еще смеете в интернеты жаловаться.
и актеры - работники коммунальных предприятий областного подчинения - выходят сегодня под облгосадминистрацию вместе с коллегами из негосударственных театров. параллельно в сети разлетается кампания, одноименная с хэштегом вверху, злоязыкий интернет полнится мемасиками с Айной, записываются песни-ответы губернатору, а полтавские актеры в знак поддержки снимают кукольный ролик о хлебосольном Харькове, где актерам платят так задохуя. цифра «16,5» становится нарицательной в харьковском сегменте фейсбука и не требует пояснений как 7.40 или 4:20. лихой виральный резонанснейший посев с выходом на все центральные СМИ - и без малейших, подозреваю, затрат. я как медийщик аплодирую стоя и даже немножко подпрыгиваю. четыре месяца тихо красться по зимнему лесу, а потом присесть, засунуть голову в берлогу к медведю и закричать. штош, браво, браво, это вышло красиво.
а все почему? все потому, что из пузыря игнора перестают быть видны и глубина проблемы, и риски прилета. закоммуницировав театралов превентивно, областная власть могла бы как минимум купировать вынос конфликта в публичное поле. не делая глупых заявлений о высоких зарплатах, а напротив публично поддержав актеров, губернатор могла бы сильно толерировать это сообщество, что успешно делали ее предшественники. но нет, надо было сначала отмолчаться, а потом заявить максимально убогую лживую версию о больших зарплатах.
что имеем в итоге - имеем прилет, с которым уже разбираются в ОП и Минкульте. не с проблемой разбираются, конечно, а с резонансом, но сегодня в чье-то резюме была вписана осуждающая строка.
а вишенкой на торте к митингующим вышел вице-губернатор Антон Деньгуб, который сообщил, что театралы должны «работать с депутатским корпусом, мы-то тут причем, мы даже сессию не можем назначить». целый замглавы ОГА выходит пояснить присутствующим, что он ни за что не отвечает и глумливо начинает свою речь с иронии в адрес сценария митинга: «заметно, что у харьковского театра большой потенциал». заметно, шо вы из Днепра за Айной приехали, и в этом весь ваш потенциал, Антон. а Харьков свой театральный потенциал показал еще когда ваши деды под стол пешком ходили.
а харьковский театр таки крут. я перебывал на десятках митингов, но только сегодня меня пробрало единственный в жизни раз - когда собравшиеся развернулись к ОГА лицами и в полном молчании пять минут аплодировали пустоте.