"ДЕФИЦИТ" - Юрий Христензен

"ДЕФИЦИТ" - Юрий Христензен

Моя знакомая преподаватель социологии каждый год задает первому курсу один и тот же вопрос - "Что для Вас означает слово "достать""? В последние годы ответы были примерно такие - "достать звезду с неба", "меня парень достал". И ни у кого слово "достать" больше не ассоциируется со словом "дефицит".

В советской торговле нас постоянно обсчитывали, обвешивали и регулярно хамили. Партия и правительство знали об этой проблеме и пытались ее решить. За этим следили Торгинспекция, МВД, ОБХСС, Санинспекция, пожарные и даже специально созданная аппаратом ЦК общественная организация - "Народный контроль".

Вроде все, как у людей, а не работало. Как обвешивали, так и продолжали обвешивать. При Андропове за это дело взялись всерьез. Половину пересажали, вторая половина попряталась - не помогло. Советские продавцы дрожали от страха сесть в тюрьму, но упорно продолжали обвешивать, обсчитывать и грубить.

Изменения произошли, когда пропал дефицит. Вернее, дефицит пропал вместе с изменениями. Когда покупатель получил возможность выбирать, у какого из продавцов он будет тратить свои деньги. И, вы удивитесь, покупатель очень быстро и добровольно выбрал тех, которые не обсчитывали, не обвешивали и не грубили.

Вроде бы просто, но на это у СССР ушло долгих 70 лет. А когда произошли изменения, страна развалилась на части. Потому что это сложнее, чем кажется на первый взгляд. Например, на рынке инвестиций нас еще долго обсчитывали, а на политическом рынке обвешивают до сих пор, несмотря на отсутствие дефицита.

Эта модель работает при соблюдении трех условий. Мы должны уметь выбрать спелый помидор, надежный банк и честного политика. Сделка должна быть не одноразовой, а повторяться много-много раз. Продавцы должны конкурировать за наш выбор, а не представлять корпорацию с единым центром.

Если какое-то из условий не выполняется, нам нужно либо ждать еще 70 лет, либо пытаться добавить недостающее звено. Не можем отличить спелый помидор от гнилого - учимся это делать. Выборы проходят раз в пять лет - учимся выбирать. Все продавцы из одной шайки - готовим себе других продавцов.

Юрий Христензен


Loading...