Интересная картинка, давно хотел её запостить. Задаёт происходящему у нас определённый масштаб. Много букв и циферок.
Есть такой немецкий исследователь – Гуннар Хайнсон (Gunnar Heinsohn), с именем которого связывают формулу, получившую название “war index”. Переводят обычно как «индекс агрессивности».
Суть: формула показывает соотношение между молодыми людьми в возрасте 15-19 лет, поступающими на рынок труда, и взрослыми в возрасте 55-59 лет, выбывающими с рынка труда. Как и любое обобщение – это прихрамывает, но визуализирует тенденции.
Если не учитывать динамику рабочих мест, которых может теоретически становиться больше или меньше, то эта формула показывает, грубо говоря, сколько молодых людей будет в среднем претендовать на 1 рабочее место. Соответственно – сколько не будет иметь рабочих мест. Что создаёт питательную почву для разного рода криминала, миграции, пополнения радикальных группировок. Особенно – в период экономического кризиса.
В табличке – данные по итогам 2016 года, но они в целом актуальны.
Какие самые важные вводы для нас?
1.В ситуации Украины, где «индекс агрессивности» очень маленький (0,76), любой погибший на войне солдат статистически является единственным сыном в семье. Что в статистически значимом числе случаев будет означать прерывание рода…
2.В России эта ситуация в среднем ещё хуже (0,67), но есть важная поправка на национальные республики, особенно – Кавказа. Гибель этнического русского статистически имеет разные последствия по сравнению с гибелью чеченца или представителя одного из народов Дагестана.
Отсюда спектр очень прикладных выводов для России.
Вести войну силами русских – губительно. Широкомасштабная атака на Украину – акт национального самоубийства для русских в РФ.
Вести войну силами выходцев из национальных республик статистически менее драматично. Но! Милитаризация по национальному признаку, накопление критической массы людей с военным опытом неизбежно ставит вопрос – а кто здесь главный?
Сегодня один из лидеров боевиков в т.н. «ДНР» Александр Ходаковский написал показательный пост о том, как несколько лет назад пришлось договариваться о выводе из «ДНР» группировки чеченцев. Ибо они превратились в самодостаточную силу, которая могла навязывать свои правила. Чья сила – того и правила.
Поэтому для Кремля очень чувствительны любые темы, укрепляющие неимперское самосознание в национальных регионах. Потому что в недалёкой перспективе это самосознание будет опираться на военную силу не только на Кавказе.
Поэтому Кремль, с одной стороны, будет истерить на тему «одного народа», превращая украинцев в демографический ресурс. С другой стороны – балансировать внутри страны, создавая различные «Юнармии» для формирования военных навыков у критической массы русских, чтобы в перспективе выдержать конкуренцию. Понимаете? "Юнармия" - это не столько против нас, сколько для решения внутренних вопросов.
Если взять чуть шире.
Логика для стран очень наглядная: если нет возможности сбрасывать пар неустроенной молодёжи через миграцию, то сорвёт крышку.
Просто запишем в столбик (цифры населения – за 2020-2021 гг.):
Индия. Население – 1,4 млрд. «индекс агрессивности» - 2,38. На каждого потенциально трудоустроенного – 1+ неустроенный. И таких миллионов 100. Или 200. Куда им деваться?
Нигерия. 215 млн. (4,74). Привет «Боко Харам».
Пакистан. 225 млн. (3,39).
Бангладеш. 179 млн (2,98).
Мексика. 131 млн. (2,52).
Эфиопия. 118 млн. (5,83).
Филиппины. 110 млн. (2,84).
Египет. 104 млн. (2,45).
ДР Конго. 101 млн. (5,29).
Это если взять крупные страны, которые порождают огромные объемы неустроенной молодёжи в абсолютных цифрах.
Если добавить относительные, то картина ещё более бодрящая.
Население Уганды – 48 млн., больше, чем в Украине. Индекс – 8,08 (!!!)
Танзания – 65 млн. (5,22).
Кения - 57,6 млн. (5,14).
Судан - 45 млн. (4,65) + Южный Судан - 11 млн. (5,02).
Ирак – население 41,3 млн., как номинальное в Украине. Но индекс – 5,8! Поэтому России сейчас ничего не стоит организовать лавину нелегальных мигрантов через Беларусь в Литву. Власти Ирака в этом сами крайне заинтересованы. Поэтому вернуть мигрантов в Ирак практически невозможно.
Афганистан – 39 млн. (5,99). Без комментариев.
Ангола – 34,8 млн. (5,84).
Мозамбик – 31,4 млн. (5,77).
Йемен – 31,1 млн. (5,41). Привет товарищам саудитам (35,2 млн, но индекс – 1,86).
Кот-д-Ивуар – 27,7 млн. (4,37).
Камерун – 26,4 млн. (5,42). Снова «Боко Харам».
Нигер – 25 млн. (4,01). И ещё раз «Боко Харам».
Буркина-Фасо – 22,9 млн. (6,46).
Мы часто забываем сопоставлять цифры. Например, население малопонятной нам Мали, где постоянно какая-то возня – 20,6 млн. Это больше, чем в Румынии. Индекс в Мали – 6,61.
Население Сенегала – 19,3 млн. Как в Румынии. Только индекс – 5,87.
Замбия – 18,8 млн. (7,52).
Зимбабве – 17,6 млн. (6,81).
Население Сирии, несмотря на войну, как в Нидерландах – 17 млн. Индекс – 4,02. Плюс война - фактор уменьшения рабочих мест.
И так оно – миллион к миллиону – порядочно собирается.
А если углубиться с поправкой на ситуацию в конкретной стране, то видны потенциальные риски.
Например, сектор Газа – индекс 6. На одного работающего – 5 свободных молодых людей, которых можно чем-то увлечь.
Таджикистан (9,1 млн.) – индекс 3,21. На фоне событий в Афганистане – прекрасная почва для брожений. Если замедлится отток мигрантов в ту же Россию, температура начнёт повышаться…
В этой связи напрашивается такой глобальный вывод.
Я уже как-то сравнивал цифры погибших на войне и погибших в ДТП/утопившихся в мирном тылу. Разница – в 100 раз.
Это без отравившихся палёной водкой и т.д. Это без десятков тысяч умерших от сердечно сосудистых заболеваний, в том числе – в призывном/детородном/экономически активном возрасте по причине нездорового образа жизни/стрессов…
Помимо сопротивления врагу, помимо обеспечения развития в условиях войны, для выживания страны необходимо очень быстро совершить переворот в мозгах населения, чтобы оно банально не упарывалось.
Как – понятия не имею, есть только гипотезы. Но у нас буквально каждый гражданин – на вес золота. Тенденцию я тоже упоминал: минус миллион граждан за три года.
Т.е., циферки показывают, что национальная идея для нас должна быть уже не из разряда "армія/мова/віра" или "какая разница", а из разряда "тупо выжить". Это и оборона, и здравоохранение, и экология, и соответствующее просвещение...
По идее необходимо вводить сквозной критерий (аналог – регуляторная служба, евроинтеграция, антикоррупция) для всех решений власти и местного самоуправления по принципу – способствуют ли усилия/траты увеличению населения? Нет? В сад! И этот критерий должен иметь приоритет. Евроинтеграция конфликтует? Значит, она подождёт. Потому что у нас 80+-летних бабушек (пусть живут до 120!) больше - чем 5-7 летних девочек.
Посмотрите на демографическую ёлочку Украины и убедитесь, что при сохранении тенденций через 10 лет количество потенциальных призывников в армию будет микроскопическим. Это значит, что 1) уже лет через 5 служить будут все, и девочки (решение дико непопулярное, но этот или следующий президент будут обязаны его принять и провести через законы); 2) разворачивать резерв надо уже сейчас (и закон о национальном сопротивлении тут в тему)…
Также очень важно показывать и разжевывать эти картиночки русским. Потому что за «величием» и «победобесием» прячется реальная – безрадостная для них – картинка. Вызовы-то перед ними помощнее. Имперский народ, чай. Ещё несколько лет санкций (а значит – деградации) – и будет уже не до величия. И не до того, чтобы лезть к нам.