Деньги или впечатления?

Деньги или впечатления?

Когда вы каждый день усердно трудитесь, а после регулярных трат остается весьма скромная сумма, вы должны быть уверены, что она пойдет на что-то полезное. Потратьте свои ограниченные средства на то, что, если верить науке, сделает вас счастливее.

Парадокс материальных благ

20-летнее исследование, проведенное доктором Томасом Гиловичем, профессором психологии Корнелльского университета, пришло к прямому выводу: тратить деньги на вещи не стоит. Счастье, которое они дают, быстро угасает. Для этого есть три очень важные причины:
• Мы быстро привыкаем к новым вещам. То, что когда-то казалось новым и захватывающим, быстро становится нормой.

• Мы продолжаем поднимать планку. Новые покупки приводят к новым ожиданиям. Привыкнув к новой покупке, мы тут же начинаем поиски чего-то получше.

• Зависть вездесуща. Материальные блага, по своей природе, порождают сравнения. Мы покупаем новую машину и не можем на нее насмотреться, пока друг не купит марку получше, и всегда найдется кто-то, чья вещь лучше вашей.

«Адаптация - один из врагов счастья, - сказал Гилович. - Мы покупаем вещи, чтобы осчастливить себя, но только на время. Сначала мы в восторге от новых приобретений, но потом мы подстраиваемся под них».

Парадокс владения заключается в том, что мы уверены - счастье, которое мы испытываем от покупки, останется с нами до тех пор, пока у нас есть сама вещь. И это неверный подход.

Гилович и другие исследователи обнаружили, что впечатления, какими бы мимолетными они ни были, приносят более продолжительную радость, чем вещи. И вот почему:

Опыт становится частью нашей натуры. Мы - не вещи, которыми мы обладаем, но мы - совокупность всего, что мы видели, того, что мы сделали, и мест, где мы были. Покупка Apple Watch не изменит того, кто вы есть; поход по Аппалачской тропе от начала до конца, безусловно, оставит в вас свой след.

«Пережитое нами - большая часть нас самих, в отличие от наших материальных благ, - говорит Гилович. – Мы – общая сумма нашего жизненного опыта».

Сравнения мало что значат. Мы не сравниваем опыт так, как сравниваем вещи. Трудно оценить относительную ценность любых двух событий в количественном отношении, что делает их гораздо более приятными.

Предвкушение многое значит. Гилович обнаружил, что предвкушение какого-то радостного события вызывает волнение и удовольствие, а ожидание покупки новой вещи - нетерпение. Впечатления приносят удовольствие с самых первых моментов планирования, вплоть до воспоминаний, которые останутся с вами навсегда.

Переживания мимолетны (что хорошо). Случалось ли вам покупать вещь, которая не оправдала ваших ожиданий? И вот она стоит перед вами, напоминая о вашем разочаровании. И даже если покупка вас порадует, вы можете пожалеть о потраченных на нее деньгах: «Конечно, это круто, но, вероятно, оно того не стоило». С впечатлениями такого не случается. Тот факт, что они длятся недолго, и заставляет нас так их ценить, и эта ценность лишь растет с течением времени.

Гилович и его коллеги - не единственные, кто считает, что впечатления делают нас счастливее, чем материальные блага. Доктор Элизабет Данн из Университета Британской Колумбии называет временное счастье, приносимое покупкой вещей, «лужами удовольствия». Другими словами, радость быстро испаряется и оставляет желать большего.