День международной солидарности трудящихся еще называют Днем труда, а в
народе — первомайскими (майскими) праздниками, Первомаем. В Украине,
согласно Кодексу законов о труде, 1 и 2 мая — выходные дни.
Первомай в современном виде возник в конце XIX века в рабочем
движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение
восьмичасового рабочего дня вместо пятнадцатичасового.
В начале 1886-го года на чикагском заводе сельскохозяйственных
машин Маккормика был объявлен локаут 1400 рабочих. Бастующие были
разогнаны полицией, а Маккормик использовал к тому же еще и услуги
штрейкбрехеров, участвовавших, в том числе, и в столкновениях с
протестующими рабочими.
С этого времени Чикаго становиться центром пролетарской борьбы
за восьмичасовой рабочий день. В городе действовали отделения Ордена
рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической
рабочей партии. Однако наибольшим влиянием в городе пользовались
рабочие-анархисты, чьими лидерами стали Альберт Парсонс и Август Шпис,
бывшие ранее активными функционерами профсоюзов, которые пришли в
либертарное движение, разочаровавшись в легальной политической
деятельности, поняв, что выборы, политическая борьба ничего на самом
деле не дают рабочим. Они искали новые методы сопротивления
капиталистической эксплуатации рабочего класса и государственному гнету.
Их основной целью стал теперь основополагающий анархистский принцип
требования уничтожения государства и капитализма, то есть принуждения и
эксплуатации рабочего класса. Бескомпромиссность и решительность в
борьбе стала привлекать к анархистам все новых рабочих. Анархисты
участвовали в организации большинства забастовок на Среднем Западе США,
помогая рабочим, не обращая внимания на их принадлежность к тем или иным
политическим партиям и союзам.
События приняли драматичный оборот 3-4 мая и вошли в историю, под названием «Бунт на Сенном Рынке». В первый день уволенные рабочие с завода Маккормика устроили митинг, на котором выступил Август Шпис. Во время спровоцированного столкновения рабочих со штрейкбрехерами полиция открыла стрельбу по рабочим. Шесть человек было убито, многие ранены. Вечером того же дня в городе были распространены листовки призывавшие собраться на митинг протеста против полицейского террора, и, кроме того, призывавшие народ к восстанию.
На следующий день на площади Хеймаркет собрались от двух до трех тысяч человек. Выступавшие Август Шпис, Альберт Парсонс и Сэмюэль Филден разоблачали политику предпринимателей, виновных, в частности, в локауте сорока-пятидесяти тысяч рабочих города. Неожиданно прибыл наряд полиции, при том, что мэр города, только что покинувший площадь, заверил капитана полиции, что ее вмешательства не требуется (при этом сам же мэр и давал ранее разрешение на само проведение митинга, так что он был вполне официальным). Тем не менее, офицер полиции потребовал немедленно прекратить митинг. Филден заявил, что «наш митинг мирный», полиция начала наступать. В этот момент кто-то бросил бомбу в полицейских, один из которых был убит, от пятидесяти до семидесяти ранено. В ответ полиция открыла стрельбу по демонстрантам, стала избивать и расстреливать без разбора мужчин, женщин и детей.
До сего дня неизвестно, кто же изготовил и бросил бомбу: то ли это был подосланный провокатор, то ли кто-то из своих, не в меру решительный. Так или иначе, но в результате открытой «стражами порядка» стрельбы было ранено несколько десятков (по одним данным сто шестьдесят, по другим — двести и более) человек и убито одиннадцать. Этот инцидент послужил поводом для инспирирования антирабочей кампании, по всей стране начались массовые аресты и обыски: полиция громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала «подозрительных». Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено.
Альберт Парсонс, Август Шпис, Юджин Шваб, Оскар Небе, Адольф Фишер, Георг Энгель, Сэмюэль Филден и Луис Линг — анархисты, лидеры рабочего движения в Чикаго (стоит заметить, что пятеро из них были иммигрантами из Германии, и только один — гражданином США) — были привлечены к суду. Им было предъявлено обвинение в убийстве полицейского во время демонстрации (точнее говоря, они обвинялись в том, что убийца действовал под впечатлением от их речей, а присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав). Парсонсу удалось скрыться от полиции, однако к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей. Суд длился около месяца. Никаких доказательств их виновности на суде представлено не было, однако судом присяжных все они были признаны виновными в совершении преступления. Оскар Небе получил пятнадцать лет тюремного заключения, все остальные — приговорены к смертной казне (Сэмюэлю Филдену и Юджину Швабу позднее заменена на пожизненное заключение).
11 ноября 1887 года Шпис, Парсонс, Фишер и Энгель с пением «Марсельезы» вошли на эшафот и были повешены. Линг, также приговоренный к казне, покончил с собой в тюрьме, взорвав во рту тайно переданное ему миниатюрное взрывное устройство, замаскированное под сигару. Трое оставшихся в живых были помилованы в 1893-м году губернатором штата Иллинойс, по причине того, что вся «чикагская восьмерка» была невиновна в инкриминируемом им преступлении. При этом в прессе появились сообщения о вероятном исполнителе взрыва 4 мая — полицейском агенте Шнаубельте (был ли именно он исполнителем взрыва, или это только домыслы — так до сих пор и не выяснено). В том же году погибшим в борьбе за свои права рабочим был воздвигнут на их могиле монумент, названный «Мученики Сенной Площади».
Жестокий и несправедливый приговор вызвал волну протестов, как в США, так и во всем мире. Особенно активны были рабочие Англии, Голландии, России, Италии, Франции и Испании. Любопытно, что в Германии (большинство осужденных были именно немцами) акции протеста были запрещены властями.
Именно в память о казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.
После Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным и в СССР: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады (первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году на Ходынском поле). На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили «маёвки» — массовые празднования на природе.
В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку. В день первого мая трудящиеся СССР «выражают свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества».
Организованные колонны трудящихся шествовали по центральным улицам городов и поселков под марши и музыку политической направленности, из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС, представители власти, передовики производства, ветераны, почетные граждане. Велась трансляция по местным теле- и радиоканалам. Главная демонстрация страны проходила ежегодно на Красной площади Москвы и транслировалась центральными телеканалами, со вставками кадров демонстраций в других крупных городах страны. Участие в первомайских демонстрациях для трудящихся было обязательным и контролировалось руководством предприятий.
1 мая стал «массовым праздником» в СССР. И это действительно был праздник для трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. Майские гуляния проходили по всей стране. В этот день люди дружно шли на демонстрацию с транспарантами и цветами. Обязательным атрибутом Первомая был праздничный стол.
С первым мая тесно связано возникновение маёвок. Это собрание всей семьи или компании для проведения пикника. Пикники проводятся 1-го или 2-го мая. Эта традиция празднования на природе была придумана в СССР и сохранилась до наших дней. Изначально, в дореволюционной России, маёвка представляла собой нелегальное собрание рабочих, устраиваемое за городом в день 1-го мая. Маевки преследовались царской полицией. В советское время маёвки стали в большей степени формой коллективного отдыха. 1 мая 1990 года последний раз состоялась официальная первомайская демонстрация.
1 мая 1991 на Красной площади состоялся митинг, организованный Московской федерацией профсоюзов и Ассоциацией свободных профсоюзов, против повышения цен.
С 1992 года всенародно любимый праздник переименовали в «Праздник весны и труда». В Украине, которая стала независимой на тот момент, праздник сохранил своё прежнее название.
По материалам сайта ukraine.ui.ua