15 апреля Израиль отметил свой 73-й день рождения, но стоит помнить о том, что есть те, кто с самого начала говорил, что стране не суждено выжить.
Дипломаты в Госдепартаменте США говорили именно это в 1948 году, пытаясь убедить президента США Гарри Трумэна не признавать молодое государство. Арабские лидеры заявили об этом в том же году, мобилизуя армии для борьбы с еврейским государством. Европейские политики заявили об этом перед Шестидневной войной, когда арабские соседи Израиля затягивали петлю и угрожали уничтожением страны.
За эти годы мудрецы и политики, обозреватели и авторы написали миллионы слов о том, что Израиль не сможет выжить: как его одолеют окружившие его враги, разорвут на части внутренние разногласия или сметет с лица земли чистая демография.
Но вот прошло 73 года, а страна все еще живет, все еще прекрасно себя чувствует. И более того, процветает так, как никогда себе не представляли те, кто мало верил в страну, ее народ и ее способности. Не без проблем, не без дилемм, не без пятен, не без болезненных политических моментов, но все все-таки живет и процветает.
Те, кто предсказывал неминуемую кончину Израиля, всегда упускали из виду одну важную особенность: люди, живущие в Израиле, хотят жить, и они хотят жить здесь, на независимой земле, в этом маленьком уголке мира. И это стремление к жизни вынуждает их на протяжении последних 70 лет адаптироваться и импровизировать, с тем чтобы противостоять меняющимся демографическим, политическим и военным реалиям и предпринимать те шаги, которые необходимы для обеспечения выживания.
Глядя на сухие цифры - количество евреев по отношению к количеству арабов на Ближнем Востоке, численность евреев по отношению к численности арабов от реки Иордан до Средиземного моря, количество баллистических ракет, направленных в сторону Израиля, глубину вражды, окружающую Израиль, процент населения, который не работает или не учится в школе, чтобы подготовиться для работы в 21-м веке - можно оправдать вывод о том, что шансы страны на выживание невелики.
Но сухие цифры не измеряют ни волю народа, ни его способность адаптироваться и процветать. Политические, военные и демографические реалии меняются, и Израиль уже давно продемонстрировал свою невероятную способность меняться и приспосабливаться к ним, чтобы выживать и процветать.
Хотя сейчас Израилю 73 года, многие до сих пор видят Израиль таким, каким его видели их дедушки и бабушки: молодым, небольшим и слабым.
Но 73 года - это уже не совсем молодость, на самом деле в состав ООН входят лишь 75 стран, которые просуществовали дольше. Несмотря на свое небольшое население (9,3 миллиона человек), Израиль занимает 85-е место в мире по численности населения. И никто не может взглянуть на страну - с ее мощным военным и предполагаемым ядерным потенциалом - и сказать, что она слаба.
Кроме того, возраст государства не отражает истинное состояние Израиля. Говорить, что Израилю всего 73 года - все равно, что сказать, что Египту всего 99 лет, потому что он получил независимость от Великобритании только в 1922 году, или что Греции всего 199 лет, потому что первая Греческая Республика была основана только в 1822 году.
Еврейский народ жил на территории современного Израиля более 3,000 лет. Израильтяне получили напоминание об этом в прошлом месяце, когда археологи объявили об обнаружении фрагмента книги Захарии, который был написан около 2,000 лет назад.
Этот свиток дополняет обширный археологический материал, демонстрирующий, что евреи ходили по пустыням, холмам и долинам этой земли с незапамятных времен - поклоняясь одному и тому же Богу, читая одни и те же священные книги, живя ритмом того же календаря, что и евреи сегодня.
Государству Израиль всего 73 года - крошечная точка на этой обширной временной шкале еврейской истории. И эта точка учит смирению в той же степени, в которой она вдохновляет.
Смирению - потому как, что такое 73 года по сравнению со всей еврейской историей? Мгновение. И все же она вдохновляет, потому что столь многое уже было достигнуто за это мгновение, она создает ощущение того, что еще столько всего предстоит сделать на этой земле в предстоящие годы.