По всему миру положение демократии кажется шатким. Пока устоявшиеся демократические страны пытаются сохранить свою жизнеспособность, многие неполноценные демократии уже превратились в откровенно авторитарные режимы. Среди них особенно выделяются Россия при Владимире Путине и Турция при Реджепе Тайипе Эрдогане. Но не все так плохо: на нескольких континентах за последние 10 лет диктаторы, продержавшиеся у власти долгое время, уходят в отставку, терпят поражения на выборах или их просто смещают.
Но приводит ли уход диктаторов к проведению хотя бы некоего подобия демократических реформ? Мягко говоря, все не так просто. Хотя некоторые из примеров заслуживают похвалы, лишь небольшая часть павших диктаторских режимов за последнее время уступила место стабильным демократиям.
10-е годы XXI века были временем невиданного оптимизма, связанного с будущим мировой демократии. Своего апогея эта волна достигла в 2011 году во время протестов Арабской весны. По всему Ближнему Востоку и Северной Африке несколько диктаторов пали один за другим: после Зина эль-Абидина бен Али в Тунисе и Хосни Мубарака в Египте в Ливии в ходе гражданской войны был свергнут Муаммар Каддафи. Также война началась в Йемене, что привело к бегству Али Абдаллы Салеха, долгое время правившего страной.
Казалось, что в один момент сразу несколько стран внезапно стряхнули с себя путы авторитаризма. Но за исключением Туниса, где ситуация по-прежнему остается шаткой, ни одна из них не стала демократией.
В Египте после кратного правления «Братьев-мусульман», которые победили на выборах в 2013 году, к власти пришел генерал Абдул Фаттах аль-Сиси. Он до сих пор остается у руля, узаконив свое положение в ходе по большому счету бессмысленных выборов. Ливия все еще охвачена нестабильностью и насилием. Йемен скатился в разрушительный конфликт и гуманитарный кризис. Несмотря на начало протестного движения на Ближнем Востоке, были проведены лишь незначительные реформы, да и то лишь кое-где. И в Сирии репрессивные меры, которые режим Асада применил против повстанцев в 2011 году, переросли в кошмарный конфликт, практически уничтоживший страну.
В Ираке и Афганистане произошла смена руководства: от власти были отстранены Нури аль-Малики и Хамид Карзай. Но положение демократии ни в одной из этих стран не улучшилось. Афганистан по-прежнему нестабильное авторитарное государство, в Ираке Малики все еще обладает большим влиянием, хотя и действует из тени.
В Южной Америке ситуация не лучше, несмотря на то что со второй половины 80-х большинство стран этого региона стали небезупречными, но все же демократиями.
На общем фоне до недавнего времени выделялись два оплота авторитаризма – Венесуэла при Уго Чавесе и Куба при Фиделе Кастро. В последнее время ситуация в этих странах незначительно изменилась. Куба почти никак не проявила себя во время правления Рауля, брата Фиделя, Венесуэла же трещит по швам после того, как к власти в ней пришел Николас Мадуро, преемник Чавеса, которого тот выбрал собственноручно. Остальные режимы Латинской Америки продолжают проводить относительно свободные и честные выборы, испытывая затруднения с соблюдением верховенства закона.
В Азии некоторые не очень демократические страны сделали несколько шагов к проведению реформ, однако большинство авторитарных режимов остаются без изменений. Тем не менее стоит отметить эти немногочисленные реформы и отставки. На Кавказе, в Армении, Сержу Саргасяну пришлось уйти со своего поста после начала массовых протестов. В Кыргызстане Алмазбек Атамбаев также ушел после выборов. К слову, это был первый случай мирного перехода власти в истории страны.
Как показывают не столь отдаленные события в Армении, простые граждане начинают принимать более активное участие в политической жизни и в случае необходимости выносят свое недовольство на улицы и площади городов. И хотя в большинстве случаев смещенных диктаторов сменяют другие диктаторы, существует достаточно примеров обратного, а это значит, что у сторонников демократии все еще есть надежда.