«Маленький ракетчик» и Дональд Трамп встретились лицом к лицу в пятизвездочном отеле Capella Island на острове Сантоса 12 июня. На малайском языке «сантоса» означает «мир и спокойствие», что должно быть хорошим предзнаменованием. Но не поддавайтесь небесным знамениям; взгляните на реалии.
Администрация Трампа продолжает настаивать на полной, поддающейся проверке и необратимой денуклеаризации Северной Кореи. Ким Чен Ын, естественно, хочет замедлить процесс, пусть формально он и дал согласие.
Итак, Ким обольстил Трампа и потворствовал его себялюбию. Отныне он будет предлагать поэтапные уступки. Оба лидера согласились работать рука об руку ради мира и взаимопонимания. Основная часть соглашения будет передана переговорщикам нижнего уровня. Но полная, поддающаяся проверке и необратимая денуклеаризация? И не ждите.
Во-первых, обратимся к истории. Только одна страна уничтожила свой автономный ядерный арсенал: Южная Африка. Однако единственное сходство между Преторией и Пхеньяном - это «П» в названиях их столиц. Когда в 1993 году Южная Африка объявила об уничтожении своих шести примитивных бомб, ее стратегическая и политическая ценность уже была ниже нуля. Кого они должны были сдерживать? СССР не существовало, кубинцы ушли из Анголы, а Африканский национальный конгресс, когда-то смертельный враг режима, теперь был партнером в уничтожении системы апартеида. У Претории была бомба, но без целей. Зачем продолжать санкции и терпеть международный статус изгоя?
Во всех остальных случаях нации уступили свои ядерные активы только под давлением. Что бы ни нашел Саддам Хусейн, все это было сметено американским вторжением в 2003 году. В том же году Каддафи сдался из-за страха повторить судьбу Саддама. Может ли Трамп напугать Кима? Нет. У Северной Кореи уже есть бомба, а железный закон ядерной эпохи гласит: никогда еще обладающая ядерным оружием нация не подвергалась непосредственному нападению другой подобной силы. А в случае Кима Северную Корею защищает ее могущественный сосед – Китай.
Скорее всего, глядя на примеры «полной денуклеаризации», Ким вспомнил судьбу Украины, которая сдала 1700 бывших советских боеголовок в обмен на гарантию своей территориальной целостности Соединенными Штатами, Великобританией и Россией. Сделка оказалась невыгодной. С тех пор Москва своими руками забрала Крым, а юго-восток Украины - с помощью своих соратников. Каддафи тоже ничего не получал: в 2011 году НАТО бомбила его страну, а он был убит своими соотечественниками.
Сравните теперь этот печальный итог со всеми выгодами, которые извлекла «страна-изгой», тем не менее, продолжающая держать в напряжении весь мир в компании Америки и Китая. Пхеньян смог превратить шантаж в стратегическое искусство, требуя, как и в дни Билла Клинтона, поставок топлива и обещаний улучшения отношений в обмен на отказ от бесполезных плутониевых реакторов-размножителей.
Яблоко от яблони недалеко падает: Ким-отец придумал стратегию, а Ким-сын доказал свое мастерство в тёмном искусстве маскировки слабостей под силу. Сценарий нам знаком: говорить о добрых намерениях и склонить великие державы, в частности - Соединенные Штаты, к переговорам. Сделать вид, что ваши обещания денуклеаризации искренни, получить глобальное внимание и материальные награды - и продолжать разрабатывать ядерные бомбы и средства их доставки. Не волноваться насчет санкций. В конце концов, Большой брат в Пекине убережет вас от мирового гнева. Китаю развал Северной Кореи совсем не выгоден.