В администрации президента РФ и правительстве ведут подготовку к дальнейшему ужесточению антироссийских санкций по сценарию Венесуэлы, Ирана и КНДР - с запретом на инвестиции в госдолг, включением госбанков в "черный список", закрытием возможности проводить операции в долларах и полным отключением России от системы межбанковских расчетов SWIFT.
По словам одного из них, власти видят два возможных варианта санкций для инвесторов в российские гособлигации, рынок которых на треть контролируется иностранными игроками, владеющими ОФЗ на 41 млрд долларов и евробондами на 15 млрд.
Первый из них - мягкий, он уже был отработан на Венесуэле: Вашингтон запретил американских юридическим и физическим лицам держать госбумаги со сроком обращения больше 30 дней и совершать любые сделки с ними. Это обрушило национальную валюту - боливар, - и ускорило инфляцию до 2600% в год (по данным МВФ).
Но вероятен и более жесткий подход, когда ограничения становятся экстерриториальными: хотя власти США не могут напрямую запретить европейским инвесторам покупать ОФЗ и евробонды России, для них возможны вторичные санкции - такой подход уже применяется к российским оборонным предприятиям.
В качестве защитных действий российские власти рассматривают возможность создания специального банка для покупки российского госдолга, а также принятие мер, которые позволят "закрыть" имена тех, кто покупает бумаги рассказал федеральный чиновник.
Кроме того, к кредитованию правительства через покупку ОФЗ планируется активно привлекать население: еще в январе премьер Дмитрий Медведев поставил задачу увеличить госзаймы у граждан до 100 млрд рублей.
Отключение от SWIFT - по иранскому и северокорейскому сценарию - обойти будет сложнее, признают источники РБК.
В Кремле и правительстве опасаются, что такой шаг может привести к обрушению российской банковской системы и остановке внешних расчетов, особенно за поставки газа. На этот случай Москва рассматривает возможность производить внешние расчеты через агентов, так называемые бридж-компании (компании-посредники), рассказали чиновники.
Пока было только два случая отключения государств от системы SWIFT. В 2012 году эта мера была применена в отношении иранских банков, в 2017 году - против банков Северной Кореи. Однако в обоих случаях против стран действовали санкции по линии ООН, а в случае с Ираном SWIFT исполняла решение Евросоюза.
Впрочем, в случае Ирана, от SWIFT были отрезаны не все банки, а те, что оказались отключенными, арендовали телефонные линии у банков Дубая, Турции и Китая для передачи сообщений.
Серьезное опасение вызывает возможность ужесточения санкций против крупнейших российских банков, в первую очередь Сбербанка и ВТБ, рассказывает близкий к администрации президента источник РБК.
Сейчас оба банка уже находятся под секторальными санкциями, с 2014 года ограничивающими их доступ на международные рынки заемного капитала. Однако запрет на корреспондентские счета в США или внесение в список SDN (Specially Designated Nationals) - гораздо более жесткая мера, которая делает практически невозможными международные операции.
США уже вносили несколько российских банков в список SDN, крупнейшим из них был АБ «Россия», но публичных банков среди них не было. Что происходит в таких случаях с публичными компаниями, показала ситуация UC Rusal: акции компании обрушились, иностранные инвесторы распродают бумаги, зарубежные контрагенты (не только американские) резко сокращают операции с компанией.
Напомним, законопроект о санкциях против госдолга и госбанков России был внесен в конгресс США две недели назад. Администрация Дональда Трампа подготовила свой проект ужесточения санкционного режима, однако, по данным The Washington Post, отложило его введение.