Сегодня мы пригласили к общению своего коллегу, благодаря проекту которого наша страна узнаёт о таких далёких и загадочных краях, о людях со своими мечтами и целями. Журналист, фотограф, автор и ведущий программы «Мир наизнанку» на канале «1+1» – Дмитрий Комаров.
Я ПОСТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ СДЕЛАТЬ ТАКОЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ МНЕ БЫ САМОМУ БЫЛО ИНТЕРЕСНО УВИДЕТЬ НА ТВ
Дмитрий, приветствую! Предлагаю начать с вопроса о мнении: чем является для вас проект «Мир наизнанку»?
Привет! Как я уже говорил не раз, «Мир наизнанку» – это для меня что-то вроде ребёнка, которого я сам придумал, сделал, вырастил и стараюсь сделать так, чтобы он развивался и был успешным. Поэтому для меня это – дело жизни, которому я посвящаю, в общем-то, 90% своего времени и жизни – и в рабочее время, и в нерабочее. Потому что, когда я езжу в отпуска, я тоже присматриваю темы для следующих выпусков «Мира наизнанку». Поэтому это дело жизни.
Говоря об истории создания проекта, почему Вы решили взяться за реализацию именно такой идеи? Какие цели Вы ставили перед собой на момент начала проекта?
На момент начала проекта, я поставил перед собой задачу сделать такой проект, который мне бы самому было интересно увидеть на ТВ, опираясь на свои ощущения, прежде всего, на своё мировоззрение и на свой взгляд на эти вещи. Поэтому программа получилась достаточно авторской. То есть это мой взгляд на мир. И поэтому очень тяжело в этом проекте меня кому-то заменить, потому что он очень персонализированный. Собственно, вот так оно и начиналось. Начиналось с того, что мне было интересно путешествовать, и я понял, что мне уже не хватает моих инструментов как газетного журналиста, для того, чтобы передать все уникальные вещи, объёмность и трёхмерность мира. Поэтому мне пришлось задуматься о том, что мне нужна ещё видеокартинка. Задумался и, не имея какой-то подготовки специальной, сделал программу такой, какой я её вижу. Но, как видите, этот формат тоже имеет право на жизнь уже как шесть лет.
Да, «Мир наизнанку» уже перешагнул 6-летний рубеж. Как Вы считаете, что этот ТВ-продукт в первую очередь даёт зрителю?
Он даёт зрителю позитивные эмоции. И в наше тяжёлое время, когда плохо абсолютно всё в принципе – вы включите любые новости и после просмотра у вас, скорее всего, будет депрессивное состояние. Потому что, даже несмотря на то, что любые новости обычно заканчиваются одной позитивной новостью, начинаем мы их обычно с войны, политики, экономики и заканчиваем тем, что в зоопарке родился слонёнок – с тем, чтобы зритель ушёл с позитивным настроением. Всё равно, так много негатива, который сейчас идёт, его тяжело перебить одним слонёнком в конце новостей.
Поэтому уже наша аудитория привыкла, что раз в неделю они включают и полностью переключаются от всех проблем, они виртуально переносятся в другую часть планеты и они знают, что в течение этого часа они не увидят здесь никаких знакомых нам в повседневной жизни проблем. Мы не будем говорить о тарифах, мы не будем говорить о войне, мы не будем говорить о политике, мы не будем говорить об экономике, мы не будем обсуждать президента и депутатов – то есть это всё остаётся в стороне, и мы просто переносимся в другую страну. Тем более сейчас, с таким курсом доллара, очень немногие могут позволить себе путешествовать, особенно в те места, куда едем мы. И в принципе, даже когда другой курс был, всё равно ничтожно мал процент людей, которые могут взять и в отпуск принять решение, то есть даже смелости чтобы хватило на это, и поехать в Папуа – Новую Гвинею. А тут есть возможность там побывать виртуально. Поэтому он, прежде всего, даёт эмоции и настроение – это самое главное.
Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, ПОКА У МЕНЯ БУДУТ СИЛЫ, БУДУ ИДТИ ДАЛЬШЕ
Возникали ли ситуации, когда Вы задумывались о том, чтобы завершить съёмки этого проекта? Если да, то что стимулировало такие мысли-сомнения?
Я об этом думаю в каждой экспедиции. Когда я устаю и проходит уже где-то больше 2-х месяцев, я говорю: «Да как же мне это всё надоело! Всё, пора бросать и заниматься бизнесом». То же самое я себе говорю, когда я монтирую программу здесь, сидя на канале в 2 часа ночи. Очень часто ко мне приходит мысль: «Да зачем мне всё это надо?». Когда друзья приглашают поехать на выходные в Одессу на пляж, поехать на рыбалку, а я всем отвечаю: «Я не могу поехать, потому что у меня монтаж». И моё слово «монтаж» все уже воспринимают как отмазку, потому что они думают, что «парень из телевизора, он зазнался и просто не хочет с нами общаться». Вот так многие мои знакомые, особенно которые не самый первый, близкий круг, думают, почему я всё время отмораживаюсь от встреч. А на самом деле очень тяжело кому-то объяснить, что монтаж действительно может быть всепоглощающим. Это действительно та вещь, которая тебя съедает практически. Поэтому в такие моменты и возникают подобные мысли.
Но я вам говорю, это нормально, что они возникают. При этом, когда я вижу готовую серию, готовый продукт, когда я вижу рейтинги, вижу отклики в Интернете, когда я вижу вообще реакцию зрителей или я, например, попадаю куда-то в публичное место и вижу, что мне говорят люди и как они действительно реагируют. Например, приходишь на базар купить себе салат и огурцов с помидорами, а к тебе бабушки-продавщицы и просто люди подходят. И они тебе говорят такие вещи, что ты понимаешь – такое нельзя придумать, это не имитация. Люди действительно получают удовольствие от продукта. И в эти моменты я понимаю, что я не имею права останавливаться, пока у меня будут силы, буду идти дальше.
Насколько я знаю, «Мир наизнанку» снимается довольно скромной по количеству творческой группой. С какой целью был выбран именно такой формат съёмок?
Такой формат выбран не случайно, потому что два человека, два молодых парня с фотоаппаратами не привлекают внимания. И мы можем сесть на один мопед и забраться в джунгли далеко. И мы не вызываем какого-то ступора среди местного населения, не пугаем их, не настораживаем. И соответственно, они остаются настоящими, и мы не делаем подставы. Если приезжает съёмочная группа в десять человек, то сразу начинается показуха. По-другому невозможно, потому что естественный уклад жизни нарушается. Ни одно племя не продолжить жарить своих тараканов, если к ним приедет микроавтобус и достанет оттуда штативы, освещение, будут бегать звукорежиссёры. Тогда придётся просить: «Вождь, стань там, а ты, жена вождя, иди сюда. И мы будем делать вид, что мы вас встретили». У нас такого нет. Мы приезжаем, не предупреждая, и начинаем снимать сразу. В этом наш прикол. И нас ассоциируют со студентами. Мы даже часто представляемся студентами. Поэтому нас не боятся. Телевидения боятся, а студентов не боятся. Мы студенты, которые снимают курсовую работу – вот так мы представляемся. Естественно, в диких племенах. Где-нибудь в цивилизованных местах мы, конечно, дурака не валяем и честно говорим, кто мы.
ОБЫЧНО ЭТО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ПОКУПАЯ КЕФИР, Я РАССКАЗЫВАЮ, КАК Я ЕМ ПАУКОВ
Ваш продукт является востребованным среди украинского зрителя и не только. Ощущаете ли Вы популярность, и какие её проявления вам приятны, какие – нет?
Для всех людей, которые находятся по ту сторону экрана – я сейчас говорю про зрителей, а не про нас, телевизионщиков, – многим кажется, что когда ты присутствуешь в экране, ты узнаваем, с тобой фотографируются, у тебя берут автографы – это какое-то волшебное состояние, и многие об этом мечтают. Я уверен, что все об этом мечтают до тех пор, пока сами в это не окунулись. Потому что, на самом деле, обратная сторона этого немножко другая. То есть мне, безусловно, приятны искренние отзывы, искренние отклики и сам факт того, что это делает людей счастливыми хотя бы на час в неделю или, когда у нас идут марафоны, на полдня. И что действительно продукт популярен не только в Украине. Десятки стран, вся наша диаспора обычно его очень хорошо смотрит и весь бывший Советский Союз смотрит. И не только смотрит, а ещё и покупает программы, и этот продукт выходит во многих странах.
А какие проявления популярности являются для Вас неприятными?
Мне приятно то, что люди позитивно отзываются и подходят поговорить. Но, конечно, когда я вечером покупаю себе кефир в супермаркете, не всегда мне хочется поговорить о том, как я ем пауков. Я хочу просто купить кефир и поехать домой. Но всё равно обычно это заканчивается тем, что покупая кефир, я рассказываю, как я ем пауков. Но я решил для себя, что моя работа круглосуточная, потому, находясь в магазине, я тоже продолжаю работать и я обязан ответить на все вопросы, которые возникают у людей.
Неприятная сторона популярности в том, что ограничена свобода – я уже не могу, как раньше, пойти спокойно и расслабленно погулять по Крещатику, это исключается полностью. Я стараюсь выбирать для отдыха, когда я действительно хочу пообщаться с близкими людьми, какие-то такие места, где я не буду на виду. То есть в этом плане, конечно, это некое ограничение свободы. Но при этом плюсов гораздо больше. И один из них, например, наша огромная аудитория в социальных сетях. У меня сейчас соцсети вообще выбились в лидеры в стране. Недавно у нас был случай, что пост в Фейсбуке прочитало больше миллиона человек. Таким немногие похвастаться могут.
Каждый известный человек с большой аудиторией должен понимать, что, конечно, отчасти то, чего он добился – это его заслуга, но отчасти это так сложились обстоятельства. Отчасти, конечно, какой-то фарт помог его способностям и поспособствовал продвижению. Поэтому нужно благодарить обязательно пространство и благодарить вообще судьбу за то, что у тебя есть. Любой человек должен благодарить жизнь за то, что у него есть. Поэтому я считаю, что люди, у которых огромные аудитории, они обязаны как-то использовать это, совершая реальную помощь. Я это делаю регулярно. Мы собираем деньги и лечим больных деток. И даже мои соцсети позволяют собирать десятки тысяч евро на операции, что мы уже подтвердили не одной историей. Вот это ещё одна сторона популярности, и я горжусь, что у нас это получается и что это реально помогает спасать жизни.
ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ЭГОИЗМА
Насколько Вы являетесь самокритичным человеком и что является Вашими собственным критериями успеха?
Да, я самокритичный. Я вполне могу, монтируя в офисе программу и глядя на то, как я сделал что-то не так, сказать: «Ну что это за идиот? Где вы взяли этого ведущего?». И все мои коллеги в этот момент очень смеются. Я действительно трезво отношусь к тому, что я делаю. И если я делаю какие-то ошибки, я всегда это признаю и понимаю, что да, это ошибка. Любая ошибка – это повод научиться чему-то и в следующий раз этого не допускать. Учиться на своих ошибках здорово. Поэтому я самокритичный и не сильно себя оцениваю со стороны – как я выгляжу, например. Моя фишка в естественности. Я хочу быть таким, какой я в жизни.
А что является моими собственными критериями успеха? Самое главное – не врать. И чтобы тебе никогда не было стыдно. То есть нужно работать так, чтобы тебе никогда за то, что ты сделал, не было стыдно. Вот это вот критерии успеха. И чтобы это приносило пользу не только тебе лично, а пользу ещё как можно большему числу людей. Пользу в виде эмоций во время просмотра, пользу в виде собранных денег на операции – различные виды пользы могут быть. Главное – чтобы не было эгоизма. Путешествовать и делиться этим только с друзьями на кухне – это было бы неправильно. А вот такие путешествия, как у меня, – да, они больше утомляют, но они приносят эффект.
Можете ли Вы назвать телевизионную деятельность своим хобби, либо же отнесёте её скорее к работе?
Это стиль жизни.
Насколько я знаю, Вашим хобби является фотография, и Вам удаётся совмещать это своё увлечение с ТВ-деятельностью. А если бы стоял выбор «или-или», в пользу чего Вы склонили бы чашу весов?
«Или-или» у меня было, извините, наверное, лет двенадцать назад, когда я окончательно решил завязать с просто фотожурналистикой и стал уже работать газетным журналистом, сопровождая свои статьи своими фотографиями. А потом я сделал еще один кардинальный выбор «или-или» – газеты и телевидение. И, как видите, не прогадал, потому что сегодня печатная пресса практически в полумёртвом состоянии и постепенно уходит, остаётся малыми тиражами для ценителей и любителей.
Совмещать фотографию с телевизионной деятельностью мне, к сожалению, удаётся очень плохо, потому что любая работа хороша, когда ты её делаешь, полостью отдаваясь. Когда я делал фотовыставки больше десяти лет назад, я полностью этому отдавался. Я мог сидеть в кустах и ловить какой-то кадр по несколько часов. Вот запланировал себе фото и сижу с объективом, жду, когда, например, мальчик прыгнет в воду под определённым углом или в каком-то нужном месте пролетит птица. Или когда солнце появится в правильном месте и лучи пойдут в нужном направлении. Я этому посвящал всё своё время. Сейчас, во время съёмок, когда ты в суете и у тебя по пять съёмок в день и ещё куча административных задач, ты выскакиваешь, понимаешь: как красиво! Вот сфоткать бы это всё! Ты делаешь пять кадров каких-то и едешь дальше. А потом, когда просматриваешь уже в Киеве фотографии, ты понимаешь, что это не выставочные работы, а просто фотографии на память.
Тут стоит разделять, потому что фотография как искусство требует больших трудозатрат и вложения времени в том числе. Невозможно сделать шедевр, не прикладывая к этому усилий, а просто высунув руку из окна. Поэтому сейчас всё-таки весы склонились в сторону телевидения. И даже когда у меня есть возможность фотографировать, я как правило переключаю камеру в режим видео и помогаю оператору, чтобы наша программа была более сочная.
У МЕНЯ НЕ ОСТАВАЛОСЬ ВЫБОРА – МНЕ НУЖНО БЫЛО ИДТИ НА ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Как вы упомянули, в Вашем послужном списке есть и успешная работа журналистом в печатных изданиях. На какую тематику были Ваши публикации? И почему Вы всё-таки сделали выбор в пользу телевизионной деятельности?
Я самым кайфовым периодом считаю работу в «Известиях в Украине». И время работы специальным корреспондентом в лучших изданиях страны, это было очень ярко. А начиналась моя карьера, в принципе, с изданий, которые писали о жизни звёзд. Это тоже было достаточно интересно, потому что все самые интересные личности мира, которые приезжали в Украину, не проходили мимо меня. Приезжает Стинг – мы караулим его под подъездом. Приезжает Тайсон – мы за ним гоняемся по всему городу, охрана нас отсекает, а мы должны сделать кадр нужный, это было очень интересно, это был бесконечный кураж.
Но потом мы все растём, и вырастаем из чего-то. Вот этот папарацци-стиль надоел, и я перешёл уже в такую газетную журналистику. Я назывался специальным корреспондентом, и моё главное условие, когда я устраивался на работу, было в том, что темы я для себя подбираю сам. Это вообще мой основной принцип работы и здесь, в программе, и в тот газетный период тоже. Как сейчас помню, отправили меня как-то на политическое задание от газеты, я пришел, написал репортаж, зашёл к руководству и сказал: «Это последний раз. Если вы меня ещё раз отправите писать политический репортаж, я просто ухожу. Больше не предлагайте. Потому что мне это не интересно».
Я писал о том, чем интересовался. Большим пластом были путешествия, когда я уезжал на три или четыре месяца и писал с колёс в дороге. Здесь, в Киеве, я тоже пытался искать какие-то интересные штуки, но для меня это был экстремальный спорт, какие-то расследования, например, работа детектива. Я внедрялся в команду частных детективов и узнавал детали их работы, как они кого-то выслеживают, какие технические, новаторские методы они используют, какие смешные случаи происходят. И оказалось, что детективные агентства, живут большинство за счёт супружески измен. 90% заказов – это жена: «Проследи за мужем», и муж: «Проследи за женой». И люди тратят на это огромные деньги. Иногда, чтобы узнать, курит она или не курит. Вот такого плана репортажи. Обязательно с личным участием журналиста.
Испытывал на себе профессии разные. Как сейчас помню, у меня был репортаж «Записки таксиста». Я взял свою машину и неделю работал «грачом». До работы и после просто «таксовал». И много общался. Один раз мне чуть не выбили зубы во время ночных «грачеваний», потому что это работа небезопасная. И я все эти истории записывал и потом выдал огромный репортаж о том, как живёт таксист-«грач».
Потом я автомобильной журналистикой занимался, делал тест-драйвы профессиональные. Я больше ста машин, наверное, за жизнь протестировал. Но это было в дополнение к основной работе. То есть я брал машину на десять дней у дилера и просто ездил, возил её к спортсменам гонщикам, мы её тестировали на трассе и спортивной площадке. И потом я выдавал тест-драйв. Я автомобилист, поэтому это направление тоже доставляло удовольствие.
Разношёрстные темы были. Самолёты, экстрим, расследования. Я выбирал те штуки, в которых хотел разобраться, и об этих явлениях и вещах писал. Примеров много можно привести. В принципе, с этого и началась моя деятельность, когда мне было 17 лет, я стал несовершеннолетним редактором полосы «Мужчина» в «Теленеделе», и мне дали рубрику, где писалось тоже о мужских штучках – каякинг, парашюты, дайвинг, мобильные телефоны, – 2000-й год, они только-только появились, – какие-то фишки, GPS-ы, экстрим-пробеги. В общем, все такие мужские темы, я тоже их описывал. Это было очень увлекательно. Набирая материал для этих тем, я познакомился с массой людей, которые этим всем занимаются, и попробовал на себе абсолютно всё – от банджи-джампинга до прыжков с парашютом. Для 17-летнего пацана это было очень круто.
Почему я сделал выбор в пользу телевизионной деятельности – потому что мне стало тесно в газете. В газете у меня есть только текст и фотография. Всё это позволяет передать эмоции, но не настолько объёмно и масштабно, как позволяет телевидение. Поэтому у меня не оставалось выбора – мне нужно было идти на телевидение.
КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НАЧЕРТАТЕЛЬНУЮ ГЕОМЕТРИЮ, ВЫСШУЮ МАТЕМАТИКУ, НАШИ ИЗВИЛИНЫ КАК-ТО РАЗВИВАЮТСЯ, И ОНО ПОМОГАЕТ В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ
Насколько я знаю, Вы окончили Национальный транспортный университет и, по первому образованию, являетесь инженером. Второе же Вы получили уже в Университете культуры и искусств. Когда Вы для себя приняли решение, и что послужило ему причиной, посвятить свою профессиональную жизнь именно СМИ, телевидению?
Наверное, я бы сказал, посвятить жизнь журналистике. Эта мысль появилась еще в 12 лет. В городе Нальчик в Кабардино-Балкарии жили мои бабушка с дедушкой, и я каждое лето приезжал туда на летние каникулы – в Приэльбрусье отдыхать. И когда мой дед умер, то мы приехали поддержать бабушку, и получилось так, что я остался там и прожил два года. И два года я учился в очень интересной школе – это был Лицей экологии и дизайна, и у нас были там такие предметы как «Фитодизайн», «Древопластика», «Резьба лобзиком», «фотография» – очень творческая школа. К нам постоянно приезжало местное телевидение, снимало на уроках то, как мы делаем эти поделки из цветов, как мы вырезаем деревянные скульптуры… Когда я нахожу эти скульптуры сейчас, дома иногда где-нибудь или на даче, то я поражаюсь тому, что я мог это сделать тогда своими руками: какой-нибудь, например, аист на тоненьких ножках, сделанный из дуба – это все своими руками делалось. Интересный был период жизни.
Там же определилась моя журналистская судьба, наверное, потому что там у нас был фотоурок. Я пошел на этот фотоурок и фотокружок. Учитывая, что мой отец увлекается фотографией, я настолько загорелся этим, что уже стал просить, чтобы папа привез мне какие-то камеры, потому что позволить себе купить там не мог. Папа привез мне фотоаппараты из Киева, и я настолько плотно увлекся, что стал ходить на фотокружок после уроков, умолять учителя в выходные приехать ко мне и проявить какую-то пленку, оборудовал фотолабораторию в гараже у покойного деда. И зимой, когда в гараже было холодно, я закрывался в ванной комнате: клал доску на ванную, ставил увеличители, проявлял фотки.
И, как я уже рассказывал, тогда определилось, что я решил заняться журналистикой. Первым шагом было то, что мне 12 лет было, и я настолько хотел… настолько гордился этим фотокружком, что хотел о нем рассказать всему городу. И тогда я взял и просто по-детски наивно написал статью на листе бумаги, сбежал от родителей, приехал в центральную редакцию города – в газету «Советская молодежь» – и охраннику просто сказал, что я к главному редактору. Видимо, детская непосредственность сработала – меня провели к главному редактору. Он, естественно, обманул меня. Сказал: «Я опубликую». Я поверил. Две недели я стоял под киоском «Союзпечать» по утрам, заметка так и не появлялась. Но я не сдался, поехал еще раз, нашел главного редактора…И мне выделили первого в моей жизни редактора, которая объяснила, что я написал официальным языком, как старый комуняка – со словами: «Состоялось открытие фотокружка…». Попросила написать так, будто я разговариваю с друзьями. В итоге в известной газете вышла моя авторская публикация с подписью «Дмитрий Комаров, фото автора». Я был в восторге, страшно гордился, потому что очень многие прочитали и заметили. Я рассказал о нашем фотокружке, о нашей глобальной миссии – сделать фотовыставку про то, как машины моют в реке, защищать экологию… В тот момент я понял, что я хочу быть журналистом и заниматься этим очень серьезно.
Когда я заканчивал школу, мне уже захотелось потихоньку попадать в этот мир журналистики. Но я понимал, что я, 17-летний пацан, никому не нужен без опыта работы. Поэтому мне проще было зайти через фотографию. Поэтому я придумал такой ход: караулил звезд под концертными залами возле черного выхода, фотографировал – на меня, как ребенка, реагировали в основном позитивно. Иногда, правда, пытались выбить зубы. Но я о другом: фотографии стали покупать газеты, я постепенно знакомился с редакторами и стал предлагать себя еще и в других ролях. Поэтому, перейдя к вопросу об университетах, я считаю, на самом деле, что совершенно не важно, что ты закончил. Посмотрите, сколько очень классных, талантливых журналистов, которые на самом деле инженеры. Я, конечно, все время спрашиваю у себя: «Дима, ну когда тебе в жизни понадобится сопротивление материалов? Высшая математика? Начертательная геометрия? Все то, что уничтожало просто твою молодость?». Это кошмар был просто. Эти все предметы… Но они на самом деле помогают. Потому что все равно, когда мы делаем начертательную геометрию, высшую математику, наши извилины как-то развиваются, и оно помогает в других отраслях.
В ИДЕАЛЕ НУЖНО ЖИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ ВСЕГДА БЫЛО КАЙФОВО
Какая у Вас есть профессиональная мечта?
Эверест. Снять хороший фильм о восхождении – масштабный документальный фильм о восхождении на Эверест. Сделать национальную украинскую экспедицию – я это сделаю в ближайшие 7 лет, до 40 лет.
А о чём Вы вообще мечтаете в жизни, чего хотите достичь, что иметь?
Начинаются вопросы о смысле жизни. Я мечтаю, как я уже говорил, жить так, чтобы не было стыдно, чтобы после себя что-то оставлять, чтобы быть счастливым. Смысл жизни в удовлетворении. То есть, в идеале нужно жить так, чтобы тебе всегда было кайфово. И чтобы твои близкие были рядом с тобой, и тоже сделать так, чтобы у них все было хорошо, максимально приложить к этому все усилия. Просто хочется, чтобы, проснувшись утром, тебе хотелось улыбнуться, и ты понимал, что вот это новый день, и он хороший, и ты счастливый человек. Хочется к этому дойти. Я стремлюсь к этому. Но наша агрессивная среда большого города и офиса – она мешает в этом очень сильно. Потому что ты все равно просыпаешься, и ты начинаешь думать, о том, что тебе сегодня сделать, что ты не успел сделать вчера и что тебе еще предстоит на этой неделе. Я иду в эту сторону, постепенно пытаюсь заниматься самодисциплиной и потихонечку продвигаться к тому, чтобы меньше париться и больше улыбаться. Но это не просто. Жизнь в большом городе и работа в большом офисе немножко этому мешают.
Вы уже побывали во многих далёких от Украины странах, общались со многими людьми там. Как считаете, насколько их мечты отличаются от наших?
Я хочу привести в пример Непал, который вы увидите в новом сезоне, потому что мне очень импонирует вообще стиль жизни этих людей. Они говорят про нас, про европейцев, что мы живем неправильно, потому что мы все время переживаем. Возвращаемся к предыдущим вопросам: мы переживаем о прошлом, обсасываем его, вспоминаем; мы думаем о будущем: переживаем, что произойдет. А они говорят, это неправильно. Прошлое уже прошло – его не вернуть. Будущее еще не настало, и непонятно, в каком виде оно настанет. А вы живите сегодняшним днем и сегодня по-любому вы найдете что-то в нем позитивное. Когда вы научитесь жить сегодняшним днем, вам будет хорошо. Вот этих людей я хотел бы привести в пример.
Что Вы считаете самой главной, на сегодняшний день, своей победой – в профессиональной и не связанной с работой жизни?
Я считаю, что мои главные победы еще впереди.
Небольшой блиц. Ваша любимая книга? Любимый фильм? Любимый музыкальный исполнитель?
Наверное, это «Шантарам». Первый. Вторую часть еще не прочитал. Любимый фильм – это «Миллионер из трущоб». Любимый музыкальный исполнитель – тут вот я могу разрываться. То есть, когда я скучаю по Родине в поездках, я включаю Вакарчука. Очень люблю слушать Боба Марли – у меня все его альбомы есть, тоже очень нравится.
УБРАТЬ ЗАВИСТЬ ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО ТОЖЕ ПОМОГАЕТ ОЧЕНЬ ХОРОШО ИДТИ ВПЕРЕД
Ваш проект «Мир наизнанку» действительно можно назвать успешным ТВ-продуктом. Поделитесь с нашими читателями секретом: как добиться успеха в своей сфере деятельности?
Наверное, самый главный секрет успеха – это работать. Потому что очень многие только мечтают и говорят о том, как бы хорошо было что-то сделать. Но не делают и находят массу оправданий. Если говорить про «Мир наизнанку», то я не имел никаких связей на ТВ, пришел «с улицы» и делаю это. Поэтому секрет успеха номер один – это работать. Меньше говорить, а больше делать. Не жалеть себя, потому что все равно, если ты приходишь к чему-то успешному, то рано или поздно наступает момент, когда график уже просто кажется несовместимым с жизнью. Это нормально. Можно сдаться и остановиться, а можно продолжить идти вперед. В-третьих, никогда нельзя говорить себе «я достиг». Потому что в этот момент и остановишься. Всегда есть, куда двигаться дальше.
Ну и главная на мой взгляд мысль на тему «как добиться успеха». Мне кажется, что в идеале нужно постараться заниматься тем, что ты любишь и что тебе нравится. Когда ты делаешь ту работу, которую ты делаешь от души, и потому что тебе интересно это делать, к тебе рано или поздно придет успех. А если ты работаешь только ради того, чтобы заработать деньги, и считаешь минуты, когда у тебя закончится рабочий день, чтобы выйти из офиса и пойти домой, – это просто отработка. Работа просто ради денег успеха не принесет. Нужны более высокие цели. Хотя деньги, безусловно, тоже важный момент, они нужны и важны. Но думать о них в процессе работы – значит, твой продукт обречен. Про себя могу сказать, что я вообще не помню, чтобы думал про заработки в процессе создания программ. Я думаю о том, как у меня получится, что у меня получится. Вопрос финансов в создании телепродукта – он даже не второстепенный, он еще дальше. Хотя, повторюсь, он важен. Я не отношусь к тем людям, которые говорят, что деньги – это плохо.
Тут мне импонирует менталитет Европы. У нас в стране почему-то принято негативно относиться к людям, которые зарабатывают, которые имеют больше, чем имеешь ты. Эта зависть – это какая-то национальная черта. И это очень плохо. Такие мысли мешают идти к цели и успеху. Не завидуй, а подумай, как ты можешь заработать сам. Не надо плакаться и ругать всех вокруг, нужно постараться сделать что-то своими руками или головой. Но у нас, к сожалению, когда видят чужой достаток – завидуют и проявляют агрессию.
Помню, лет 10 назад меня, как автомобильного журналиста, пригласила в Италию компания Maserati, чтобы протестировать свой самый крутой кабриолет. И, как сейчас помню, еду я на этой Maserati за 200 000 евро с открытой крышей по Риму. Останавливаюсь на светофоре, рядом проходят бабули и дедули и показывают мне поднятый кверху большой палец, улыбаются. Говорят: «Круто! Красиво!». А за рулем пацан, которому 23 года. Они же не знают, что это не моя машина. Но им в голову не приходит говорить так, как обычно произносят у нас: «Скотина, откуда у него такая машина». Машина красивая, она украшает город, и люди улыбаются, хотя сами себе такую в жизни позволить не смогут. Я останавливаюсь на заправке, а рядом со мной заправляется Fiat Uno, который стоит 300 евро на их рынке. И водитель этого Fiat выходит и говорит: «Как круто! Меняемся? Ха-ха-ха!». Пожимает руку. И я на это все смотрел и думал: «Господи, а как бы на меня реагировали на Maserati в Киеве?». Большинство смотрели бы с ненавистью и говорили: «Ах, ты сопляк, ах, ты мажор!».
В этом плане очень хочется привести в пример не только Европу, но и Камбоджу. Мы там снимали передачу на дорогих машинах, которые нам дал один из героев программы, миллионер. Но бедные люди с долларом в день, когда видят тебя на кабриолете на 100 000 долларов, тоже говорят: «Как красиво, как круто! Дай прокатиться». Этому нужно поучиться, убрать зависть из нашей жизни. Это тоже помогает идти вперед. Любые крайности ведут в неправильную сторону, и отношение к деньгам – не исключение. Относиться к ним фанатично, мечтая накопить богатство, или относиться агрессивно, ненавидя всех обеспеченных – все это крайности. Я считаю, что деньги – это всего лишь инструмент, который помогает достигать определенных целей, не более того. И от их количества счастье не зависит. Путешествуя по Индии в первый раз с 10 долларами в день, я был абсолютно счастлив. И не смог повторить эти ощущения, когда через несколько лет снимал там программу и бюджет поездки был значительно больше.
И напоследок. Что, по Вашему мнению, лучше: мечтать или ставить цели?
А вот я даже когда-то эту фразу употреблял. Я говорил, что Эверест – это моя цель. Потому что мечта – это что-то такое, о чем можно мечтать, но это может не сбыться. Полететь на Юпитер – это красивая мечта. Потому что за мою жизнь вряд ли придумают технологию такую, которая позволит мне слетать на Юпитер. А цель – это то, что ты должен поставить и должен к этому идти. Цель от мечты отличается кардинально. Мечта – это такая формулировка, которая допускает то, что это никогда не сбудется. А цель – это то, что должно состояться, если ты идешь к ней правильно.
Спасибо Вам за интересное общение и за телевизионный продукт, которым действительно может гордиться Украина! Вы помогаете открыть мир, увидеть его настоящим. Желаю Вам реализации своих целей, и чтобы Ваши мечты наполняли Вас силами для новых побед!
И вам спасибо за интересные вопросы, желаю в жизни больше ярких эмоций, любви и путешествий!
© Валентин Чернышёв