Большинству зрителей Владимир Басов известен в первую очередь как замечательный актер, но его главной страстью была режиссура. Вершиной его режиссерского мастерства многие считают «Дни Турбиных», но у этого фильма была несчастливая творческая судьба: после премьеры его положили на полку на 10 лет. Он вернулся на экраны в конце 1980-х гг., перед самым уходом Басова. Оценить фильм по достоинству зрители смогли только годы спустя, и режиссер об этом уже не узнал. А во время съемок ему пришлось пережить и личную катастрофу, которая привела к краху его последнего брака…
Летом 1941 г. Владимир Басов пришел во ВГИК, чтобы узнать правила приема, – он собирался поступать на режиссерский факультет. Но его планы разрушила война. Он ушел на фронт добровольцем, служил сначала начальником клуба стрелковой бригады, затем стал минометчиком, в феврале 1945 г. получил ранение, после которого вновь вернулся в строй. С войны Басов вернулся в чине капитана и имел все шансы сделать блестящую военную карьеру, но предпочел уволиться на гражданку. В 1947 г. он все-таки поступил на режиссерский факультет, а в 1952 г. стал режиссером киностудии «Мосфильм».
С актрисой Валентиной Титовой Басов познакомился, когда приступил к съемкам фильма «Метель». Когда он впервые увидел ее на пробах, сразу же не только решил утвердить ее на главную роль, но и заявил съемочной группе: «На этой актрисе я женюсь». У него за плечами было уже 2 брака, он был на 18 лет ее старше, Валентина была все еще влюблена в актера Вячеслав Шалевича, который не решился ради нее оставить свою семью, но все это не стало препятствием для их отношений с Басовым. Вскоре режиссер женился на Титовой и начал снимать ее практически во всех своих фильмах, сделав настоящей звездой. И сама актриса была ему за это очень благодарна. «Вся наша семейная жизнь была подчинена творческой карьере Басова. Творчество для нас и было любовью. Ведь моя актерская карьера только начиналась. И я неожиданно попала не просто в семью, а в творческую мастерскую талантливого режиссера», – говорила Титова.
Идею экранизации пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» Басов вынашивал в течение нескольких лет, снимая тем временем другие фильмы, сложившие образ «надежного» режиссера. Когда он приступил к экранизации, у него не было сомнений по поводу того, кого снимать в главной женской роли – конечно, Елену Тальберг сыграла Валентина Титова, хотя она была старше своей литературной героини на 10 лет. А сам Басов не только выступил в качестве режиссера и сценариста, но и исполнил роль Виктора Мышлаевского.
Басова называли одним из самых успешных советских режиссеров – все задуманное ему удавалось осуществить, он работал быстро и продуктивно, его фильмы никогда не отправляли на полку. Его везению все удивлялись и даже завидовали – говорили, что только Басов мог добиться разрешения снимать экранизацию пьесы опального Булгакова, где речь шла о белогвардейцах. Эта пьеса, созданная по мотивам романа «Белая гвардия», была написана в 1925 г., а опубликована только 30 лет спустя. Для того, чтобы в 1926 г. ее разрешили поставить на сцене МХАТа, в финале пришлось играть «Интернационал», а Мышлаевскому вложили в уста похвальные слова Красной Армии. Удивительно то, что большим поклонником постановки был Сталин, который ходил на этот спектакль несколько раз. Главная идея виделась ему совершенно в другом: «Если даже такие люди как Турбины вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, – значит, большевики непобедимы... «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма».
Вспоминая о работе над этим фильмом, Басов писал: «Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым: «Дни Турбиных» – моя давняя страсть. Может быть, потому, что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр. Мне хотелось самому очутиться на сцене, быть на месте Николки… Но это присказка. Главная же причина вот в чем. Мне хотелось напомнить зрителям о нашей истории, о нашем родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами, ибо нет ничего хуже Иванов, не помнящих родства… Фильм выполнен в манере правдивого вымысла, когда большие чувства, катаклизмы, дыхание самой истории в её тревожный момент врываются в тихую, уютную квартиру». С этими персонажами, хотя они и были белогвардейцами, Басов ощущал родственную связь, узнавал в них себя и своих товарищей – ему казалось, что у всех офицеров есть много общего.
Тому, что Басову удалось добиться разрешения на съемки, удивлялась даже его жена. Титова рассказывала: «Однажды Володя пришел домой очень возбужденный и сказал: «Валя, мне дают снимать «Дни Турбиных». Я говорю: «Не радуйся, завтра решение могут отменить». Так случалось довольно часто. Но Басов, едва получив разрешение, сразу запустился со съемками. «Дни Турбиных» были готовы в рекордно короткие сроки – за два с половиной месяца… Снимать фильм о белой гвардии, да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина – то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа – 700 человек и в основном интеллигенция, другое дело – когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди».
Для того, чтобы экранизация выглядела «идеологически правильной», в начале вставили закадровый текст о грядущем освобождении Киева Красной Армией, чего у Булгакова не было. Однако опасения Титовой оказались небезосновательными: фильм показали по телевизору только один раз, а затем на 10 лет отправили на полку, назвав «гимном белогвардейщине». Второй шанс увидеть свою картину на экране выпал Басову только в конце 1980-х гг., незадолго до его смерти.
После этой неудачи Басов ничего не снимал на протяжении 5 лет. Кризис случился не только в творческой, но и в личной жизни режиссера. «Дни Турбиных» стали последней совместной работой Басова и Титовой – вскоре после завершения съемок их брак распался. Для многих их знакомых это стало полной неожиданностью – они прожили вместе около 14 лет, воспитывали двоих детей. Но немногие знали о том, что последние 2 года совместной жизни стали для обоих настоящим кошмаром – Басов начал злоупотреблять алкоголем. Позже Титова вспоминала: «Басову нужно было всегда во всем только помогать, никогда ни о чем не спрашивая… С того момента, как он запил, это был уже совершенно другой Басов. Басов, которого я не знала. Последние два года нашей жизни были чудовищными. Наши знаменитые соседи – Чулюкин, Таланкин – подтаскивали Владимира Павловича к двери и оставляли у порога… Алкоголь меняет людей, это тяжело. Я пыталась помочь, но он не хотел ничего делать, а я не могла жить с алкоголиком. Я бы никогда не оставила его, если бы все было как прежде».
В 1977 г., через год после премьеры «Дней Турбиных», Валентина Титова на съемках фильма «Отец Сергий» влюбилась в оператора Георгия Рерберга и подала на развод. Этот разрыв сказался на самочувствии Басова – тогда у него начались серьезные проблемы со здоровьем, он попал в больницу с обширным инфарктом, затем перенес инсульт. В результате и в творчестве наступила затяжная пауза. В 1980-х гг. он снял еще 3 фильма, а 17 сентября 1987 г. Басов ушел из жизни после второго инсульта.