Достопримечательности Сумской области - Ахтырка

Достопримечательности Сумской области - Ахтырка

Город Ахтырка Сумской области в долине реки Ворсклы в 1641 г. основали переселенцы. В конце 1650-х годов был сформирован Ахтырский казачий полк, подчинявшийся белгородскому воеводе.

После получения в 1703 г. городских прав Ахтырка часто меняла свою административную принадлежность: в состеве Киевской (с 1708), Белгородской (с 1732), Слободско-Украинской (с 1765) и Харьковской (с 1780) губерний.

В XVIII в. возведены старейшие городские архитектурные памятники – Покровский собор (1768), расположенная рядом Введенская церковь (1784), которая композиционно невольно воспринимается как соборная колокольня, и Михайловская церковь (1884) из красного кирпича, силуэт которой напоминает очертания военных церквей Правобережной Украины.

Особой достопримечательностью города является река Ворскла, которая является излюбленным местом отдыха, рыбалки и охоты. Около города Ахтырка, в заводи реки Ворсклы, находится Климентьевский заказник, площадью около тысячи гектаров.

Покровский собор

Главный храм города, визитная карточка Ахтырки. Местом его строительства было избрано то место, где священник Даниил Полянский в 1739 г. нашел чудодейственную икону Ахтырской Божьей Матери – за южной границей бывшей крепости. Проект собора в стиле украинского барокко разработал в 1753 г. знаменитый зодчий В. Растрелли. Часть средств выделила императрица Елизавета, посетившая город в 1744 г. Сооружение продолжалось 15 лет и было завершено в 1768 г. В строительстве принимал участие известный российский архитектор Е.Дудинский.

К обширной площади строение обращено боковым фасадом, что, казалось бы, должно было уменьшить его организующую роль. Однако зодчий блестяще решил проблему, придав боковому фасаду большой размах по горизонтали (около 50 метров) и симметрично расположив композиционные элементы. Это и обеспечило доминирующее положение Храма в застройке площади.

Собор представляет собой восьмигранник с четырьмя мощными пилонами, которые поддерживают тоже восьмигранную центральную баню и систему сводчатых перекрытий. К восточной и западной граням центрального восьмерика пристроены квадратные в плане алтарь и бабинец. Баню венчает купол с высоким фонарем и многопрофильной маковкой. Бабинец и алтарь также заканчиваются небольшими (квадратными в плане) баньками с арочными окнами и маковками. Все нижние объемы имеют одинаковую высоту и объединяются по периметру широким, но скромным лепным карнизом.

Фасад внешне разделен на два этажа, хотя на самом деле собор одноэтажный и только в бабинце размещены хоры. Декор фасадов несет явные признаки раннего барокко. Все оконные проемы имеют арочную форму, только в центральном восьмерике они почти в два раза выше и шире. Наличники окон заканчиваются лучковыми и треугольными фронтончикамн. Многочисленные углы здания подчеркнуты рустованными пилястрами.

Главный вход собора, расположенный с западного торца, оформлен глубоко врезанной в плоскость стены полукруглой нишей и обрамлен спаренными приставными колоннами, держащими небольшой балкон над входом.

Интерьер украшен пилястрами с капителями ионического ордера, лепкой растительного и рокайльного мотивов, живописью на парусах. Здание было повреждено во время Второй мировой войны, отреставрировано в 1970-72 гг. Икона Ахтырской Божьей Матери была похищена в 1903 г. во время реставрации в Санкт-Петербурге, в соборе хранится список. Другие списки находятся в Москве, Петербурге, Самаре, Харькове и многих других городах. В ансамбль собора также входят Введенская церковь-колокольня (1784 г.) и Церковь Рождества Христового (1825 г.).

С Покровским собором связаны имена некоторых замечательных деятелей украинской литературы. Так, в метрической книге церкви за 1823 год отмечено, что у жителя Ахтырки Ивана Петровича Щеголева и его жены Александры Петровны 24 ноября (по старому стилю) родился сын Яков, будущий известный украинский поэт, автор сборников «Ворскла» и «Слобожанщина» – Я.И.Щеголев. В конце 70-х годов прошлого столетия на клиросе собора пел учащийся бурсы, впоследствии выдающийся украинский поэт, революционер-демократ П.А.Грабовский.

г. Ахтырка, пл. Октябрьская, 1, тел. +38 (05446) 2-32-60

Христорождественская церковь

Входящую в ансамбль Покровского собора Христорождественскую церковь называют "Графской", поскольку построена она на средства графини А.Чернышевой. По легенде, ее мать баронесса Е.Фон-Вейдель по дороге в Петербург смертельно заболела в Ахтырке. Перед смертью в Покровском храме ей было явление Божьей Матери, которая велела раздать состояние нищим, а двух ее малолетних дочерей обещала взять на попечение. Вскоре после смерти баронессы ее дочери-сироты оказались при дворе и удачно вышли замуж, и с тех пор делали большие пожертвования для Покровского храма. В частности, профинансировали строительство Христорождественской церкви.

Автор неизвестен, 1774

Здание выстроено в стиле классицизма. Основу его составляет кубический объем собственно церкви, переходящий в низкий цилиндрический барабан с четырьмя большими сегментными окнами, увенчанный полусферическим куполом. К основному объему с обеих сторон примыкают одноэтажные жилые помещения, в силу чего все сооружение получило фронтальную композицию. Центральный объем усиливается четырехколонным портиком дорического ордера с треугольным фронтоном. Боковые пристройки объединены по фасаду галереями-колоннадами, примыкающими к портику. Уравновешенность пропорций, строгость и лаконизм декора позволяют отнести сооружение к лучшим архитектурным образцам классицизма на Сумщине.

г. Ахтырка, пл. Октябрьская

Введенская церковь

Архитектор П. Ярославский, 1774–1784

Недалеко от главного входа в Покровский собор возвышается изящная Введенская церковь, которая но своей композиции воспринимается как колокольня. Церковь круглая в плане и состоит из трех ярусов, пропорционально уменьшающихся в диаметре, что придает зданию пирамидальную форму и устойчивость.

Первый ярус с четырех сторон заключен в приставные декоративные четырехколонные портики, а на вышестоящих ярусах активный рельеф портиков как бы усиливается спаренными колонками, расположенными по периметру с соответствующей раскреповкой карнизов. Четкий ритм колонн, подчеркивающих устремленность здания ввысь, придает ему исключительную гармоничность. В нервом ярусе храма находится небольшое, до 10 метров в диаметре, полусферическое помещение.

Сейчас церковь реставрируется. Найдена и восстанавливается оригинальная скульптура, венчавшая купол Введенской церкви. После окончания реставрации здесь будет размещен музей.

г. Ахтырка, ул. Пушкина, 1

Михайловская церковь

Автор неизвестен, 1884

Уникальное по объемно-цланировочному и архитектурному решению культовое сооружение не имеет аналогов на Сумщине. Расположена церковь на северной окраине Ахтырки, в центре вошедшей в черту города бывшей пригородной слободы Гусынки. Храм имеет сильно вытянутый по оси запад-восток план. Вход сделан с запада, через четырехъярусную 40-метровой высоты колокольню. Внутреннее пространство, несмотря на четырехстолпную конструкцию, имеет удлиненный базиликальный характер, то есть разделено на три продольных части – нефа. Средний неф, перекрытый тремя крестовыми сводами, заменяет традиционный в христианских храмах круглый барабан с кунолом. Он возвышается над основным распластанным объемом на целый ярус, достигая 15-метровой высоты, и освещается огромными полуциркульными окнами – по три с каждой стороны. Боковые нефы составляют нижний ярус храма высотой восемь метров. Колокольня присоединена к церкви притвором, по ширине равным среднему нефу, что открывает сразу же от входа глубину интерьера.

Церковь лишена привычных объемных куполов. Средний неф перекрыт четырехскатной крышей с низким восьмигранным шатром посредине, окруженным кокошниками – остроконечными арочными фронтончиками с нишами. В центре шатра, по углам центрального и боковых нефов, возвышаются небольшие луковичные главки, установленные на высоких тонкой работы шейках, вызывающих восхищение мастерством строителей, придавших столь хрупкой на вид конструкции вековую прочность. Таким же шатром с кокошниками и главкой завершается колокольня.

Церковь возведена из красного кирпича, и весь наружный декор выполнен исключительно средствами рельефной кладки. Декоративные элементы взяты из русской, византийской и романской архитектуры и мастерски соединены в неразрывное целое. Все сооружение радует глаз неповторимым изяществом.

Улица Фрунзе

Георгиевская церковь

Величественный храм Георгия Победоносца также известен как Юрьевская церковь. Его история начинается с 1660 г., когда в Ахтырке была построена первая Георгиевская церковь. Впоследствии её неоднократно реконструировали усилиями гусарского полка Д. Давыдова, но в 1860 г. вместо обветшавшего храма было решено построить новый. Строительство продолжалось 45 лет. Храм освятили только в 1905 г., и действовал он недолго. В 1920 г. его закрыли и частично разграбили большевики, долгое время помещение использовалось под склад. В 1993 г. храм передали общине УПЦ Киевского патриархата.

Церковь крестовидная в плане, увенчана одной главкой на высоком мощном барабане. С запада к ней примыкает колокольня. Воспринимается как монументальное сооружение благодаря удачной компоновке и форме. Храм одноэтажный, но высота ветвей креста достигает десяти метров. По высоте церковь расчленена на несколько ярусов, вырастающих один из другого. Нижняя половина представляет собой ложный двухметровый цоколь, глухую стену. Выше углы ветвей крестов срезаны, а в их торцах сделаны огромные одиночные арочные оконные проемы. Их перемычки над карнизом здания повторяют внутреннюю конструктивную систему сводов, перекрывающих ветви крестов. На боковых стенах проделаны спаренные окна удлиненной формы. Высокие шатровые крыши ветвей креста с трех сторон подпирают вырастающее из центра, квадратное в плане, ступенчато переходящее в 8-гранное, а затем в 12-гранное основание барабана. Барабан с арочными большими окнами и спаренными приставными колонками в простенках на массивном объеме церкви смотрится контрастно и нарядно.

Колокольня построена по такому же принципу – на трех кубических массивных ярусах возникает четвертый, сквозной восьмипроемный ярус, повторяющий в деталях основной барабан. Колокольня увенчана сферическим куполом. На основном барабане купол утрачен.

Крупные глухие объемы, гладкие, не раздробленные декором поверхности стен, островерхие крыши придают храму определенную замкнутость и строгость, присущие романской архитектуре. В целом же церковь впечатляет величественностью и грандиозностью.

г. Ахтырка, ул. Киевская

Спасо-Преображенская церковь

Небольшой храм в византийском стиле построен по проекту архитектора В. Немкина вместо деревянной Преображенской церкви, основанной ещё в XVIII в. Проект нового каменного храма был одобрен и принят в 1904 г., и уже спустя год церковь была освящена. Строительство велось на пожертвования мещанина Г. Чикало. Ранее над храмом возвышалась ныне утраченная колокольня, на втором ярусе которой размещался колокол весом 5 тонн. Во времена советской борьбы с религией колокольню разобрали, церковь закрыли. До 1994 г. помещение использовалось в качестве спортзала. Сейчас храм принадлежит православной церкви. В 2004 г. церковь начали возрождать. Его купол позолочен, внутри проведены реставрационные работы, установлен иконостас. Имеются уникальные вышитые иконы.

г. Ахтырка, ул. Октябрьская, 25

Кладбищенская церковь

Автор неизвестен, сер. XIX в.

Церковь и отдельно стоящая колокольня составляют архитектурный ансамбль, для которого характерны классическая чистота и логика форм. В плане она представляет собой равноконечный крест, в основе которого лежит гладкий кубический объем. В верхней половине прямоугольных выступов ветвей креста имеются большие полуциркульные оконные проемы с радиально-кольцевыми переплетами. Как бы продолжением лучей переплетов служат радиальные русты вокруг окон, переходящие в дощатый горизонтальный руст, покрывающий сверху донизу каждую ветвь. Крыши ветвей креста двухскатные. Средний объем перекрыт шатровой низкой крышей с почти незаметным узким карнизом и крупными редкими сухариками. Из центра поднимается широкий, низкий, гладкий барабан с восемью арочными, редко расставленными окнами и низким коническим куполом, завершающимся миниатюрной шаровидной главкой. С запада к церкви пристроен низкий притвор.

Отдельно стоящая колокольня имеет нетрадиционное архитектурное решение представляет собой квадратное в плане сооружение со стороной четыре метра и высотой около десяти метров. Конструктивную основу создают угловые пилоны с гладкими стенами между ними. На пилоны опирается широкая карнизная часть, решенная простыми горизонтальными тягами с шатровой крышей, завершенной шаром. Два пилона декорированы рельефными филенками и кругами, выполненными из штукатурки. Стены между пилонами не достигают карнизной части, в силу чего верх колокольни между пилонами открытый, сквозной.

Улица Менжинского, 88

Свято-Троицкий монастырь

-

Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского первый по красоте своего местоположения. В четырех верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. Окружность ее около 200 саж., а высота отвесная до 15 саж.; при подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом, так что остается один перешеек для проезда. На северо-запад величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом; на юго-востоке – луга. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине.

Год основания 1654. Слава о красоте монастыря была известна далеко за пределами Российской империи.

Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и езуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно было бежать. Бедные странники вследствие сострадательной просьбы жителей г. Алешни, по царской воле, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями. Это было в 1654 г.

Первый храм, деревянный, построен был во имя Благовещения Богоматери, и монастырь назван Благовещенским. Ахтырский полковник Федор Осипович Осипов построил каменный храм Благовещения. Название Благовещенского оставалось за монастырем около 70 лет, и память основателя чтили с благоговением.

В 1720 г. богатый Тростенец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему, Благовещенского собора протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св. Троицы, оградив монастырь каменною оградою на протяжении 269 саженей.

По благословению преосвященного Епифания, епископа Белгородского, монастырь стал тогда называться Троицким. Тимофей Васильевич, царский духовник и в конце жизни ктитор и инок Ахтырского монастыря, был лицо замечательное. Он происходил из дворянской фамилии, переселившейся из-за Днепра в Украину; приняв сан священства, он был священником, а потом протоиереем в слободе Тростенце, его незлобие и усердная служба престолу Божиему стали известными царю Петру, и он в 1703 г. призвал его ко двору своему в звание протоиерея придворного Благовещенского собора и духовника его царского величества. Вслед за тем Надаржинский был принят в звание духовника всей царской фамилии; по примеру же царя и многие вельможи, особенно военные, приняли его себе в духовного отца. Отец Тимофей был неотлучный спутник царя во всех его походах и путешествиях.

В 1704 г. по взятии Нарвы государь пожаловал духовнику найденный в этом городе драгоценный крест с мощами, осыпанный алмазами. В продолжение Шведской кампании он неустрашимо бывал на штурмах и сражениях вместе с Петром; о. Тимофей доставлял Петру и донос на Мазепу, к несчастию России, попавший после того в руки продажных судей. В Турецкую войну он также был на Пруте: «жертву Богу приносил молящи, да бусурман наветы не успевают Христова раба одолети». Он отправлялся с Петром по морю и в Персидскую кампанию; дикие волны Каспия едва не погрузили тогда на дно свое отважных путников; о. Тимофей подкреплял твердого Петра упованием на Бога. В 1712 г. Петр пожаловал о. Тимофею портрет свой, осыпанный бриллиантами, а царица своими руками пришила его на персях духовника. В 1717 г. он сопровождал царя в чужие края и был с ним в Париже. Надаржинский сохранил звание свое и в короткое царствование Екатерины I, а по смерти ее в 1727 г. удалился от двора в Тростенец. Здесь, лишась сына Алексея, которого нежно любил, он разделил имение свое между остальными детьми, обогатил вкладами обитель Ахтырскую в некоторые храмы и, «оставшись только с душею и телом», отказался от света, приняв схиму и имя Товии в Троицком монастыре.

Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца; его положили на правой стороне внутри Троицкого собора. Это было в 1729 г.

Сын о. Товии, Осип Тимофеевич Надаржинский, построил каменную трапезу с колокольнею, больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. Это было в 1741 г.

По сохранившейся описи монастыря 1732 г. видно, что тогда уже два храма обители – Троицкий и Благовещенский – украшены были богато. Например, одно Евангелие было обложено сверху и снизу серебром, на верхней доске – чеканный образ Святой Троицы, на нижней – такое же изображение Благовещения, пять других Евангелий также украшены были серебренными накладками, два креста серебряных чеканных, гробница, 3 потира с прибором, блюдо для благословения хлебов, 3 кадила, все серебренные; наконец, библиотека была довольно богата книгами.

В топографическом описании Слободско-Украинской губернии 1782 г. сказано: «В нем (в монастыре) сад небольшой регулярный, а за оградою другой виноградный». Остатки садов видны и ныне.

Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время запустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их.

Последним настоятелем древнего Ахтырского монастыря был архимандрит Венедикт. При нем по указу 1787 г. монастырь был закрыт. Иноки перешли доживать век в Куряжский монастырь, а архимандрит Венедикт долго не хотел расстаться с любимою Ахтырскою горою, хотя и определен был в настоятеля Московского Данилова монастыря. Главный храм обители обращен был в приходский, и то по усильным просьбам майора Ивана Войновича, владельца дер. Доброславки. Храмы Благовещенский и Преображенский и монастырская ограда были разобраны, и кирпич продан был по 50 коп. за 1000. Тогдашний городничий Мандрыкин выстроил себе из кирпича ограды дом. Все пришло наконец в запустение.

Но жители окрестных мест не преставали питать благоговение к развалинам св. обители; дивная гора не преставала обращать на себя взоры благочестивых сердец; каждый год жители Ахтырки, жители окрестных сел, даже из дальних мест, почитали за священный долг хотя раз помолиться в храме Св. Троицы, где маливались их предки. Особенно на праздник св. духа многие приходили сюда и глубоко скорбели о запустении Церкви и храмы.

К 1835 г. сожаления о запустевшей обители возросли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древнего монастыря. Жители г. Ахтырки и многие из владельцев Ахтырского уезда в 1835 г. вошли с прошением к преосвященному Мелетию архиепископу о восстановлении древней обители, не требуя на то пособия от казны; прося общежития для монастыря древнего, но опустошенного, они принимали на себя обеспечить существование его пожертвованиями, на которые приготовлены были и акты. Ахтырский уездный предводитель дворянства Райкович с братом своим жертвовали 36 дес. лесу с сенокосом, помещик Кулябка – 3 дес. лесу, помещик Бразоль – 2 дес. лесу (оба наследники части имения Надаржинского по супругам), купец г. Ахтырки Алтухов – 12 дес. земли, купец Греков с другими гражданами – 25 дес. Ольхового лесу с сенокосом, помещица, девица Зверева – 10 000 р. ассигнациями, помещица, вдова Наталья Костевская – 5000 р. ассигнациями, куряжский монах Николай Калашников с сыном своим Михаилом – 5000 р. ассигнациями, купеческий сын Григорий Клеца – 3000 р. ассигнациями.

Благочестивый архипастырь изъявил живейшую радость о таком благочестивом деле и полную готовность ходатайствовать пред Святейшим Синодом об исполнении желаний благочестивых. По собрании сведений 10 февраля 1840 г. просьба представлена была Святейшему Синоду, но архипастырь Мелетий скончался, а дело возвращено было в консисторию для некоторых дополнений. В 1842 г. преосвященный Иннокентий снова вошел с прошением о возобновлении обители, и ноября 30 1842 г. последовало высочайшее соизволение на возобновление монастыря в виде общежития с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов, страждущих увечьем или от преклонности лет. 
-

Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского первый по красоте своего местоположения. В четырех верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. Окружность ее около 200 саж., а высота отвесная до 15 саж.; при подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом, так что остается один перешеек для проезда. На северо-запад величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом; на юго-востоке – луга. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине.

Настоятелем монастыря назначен духовник преосвященного Мелетия иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена, он отправлен на место запустевшей обители с 2 иеромонахами, с иеродиаконами и 3 послушниками. 15 января 1843 г. в первый раз игумен с иеромонахами совершил богослужение в Троицком храме. Была зима, а кроме Троицкого храма и колокольни на месте древнего богатого монастыря стояла одна только ветхая, малая хата, где жил церковный сторож. Стужа указывала на необходимость поместиться игумену с братиею на время зимы в городе, где у собора есть весьма удобные жилые покои, и настоятель собора предлагал их игумену. Но игумен, а по его примеру и братия, остались в сторожевой хате. Начало дела, достойное подвижника пустынного!

Неусыпною деятельностью настоятеля во время зимы приготовлены были материалы, а в начале весны явился на горе деревянный дом для помещения игумена и братии, а внизу горы – покойная гостиница для богомольцев. В июле совершено всенародное обновление монастыря. Ко 2 июля окрестное духовенство явилось в город; сюда же прибыли губернатор С.Н. Муханов, губернский предводитель дворянства, князь А.В. Голицын, уездные предводители дворянства Ахтырского и Валковского и множество других почетных лиц и простого народа. 2 июля, день явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, совершено было Богослужение преосвященным Иннокентием в Ахтырском соборе, а 3 июля в 7 часов начался крестный ход из города в монастырь, где по прибытии совершена литургия и благодарственный молебен, потом заложено было каменное здание для теплого храма и помещений братии. На будущее время положено совершаться крестному ходу с чудотворною иконою из города к храмовому празднику возобновленной обители накануне дня Св. Троицы. При радостном торжестве предводитель дворянства князь Голицын и супруга его Софья Алексеевна, правнучка о. Тимофея Надаржинского, дали обители акт на 15 тыс. р. ассигнациями, по которому монастырь должен получать проценты, полковник артиллерии М.Т. Костырь с супругою пожертвовали 20 дес. земли и 20 дес. лесу, а после того девицы Жияновы передали монастырю 60 дес. земли.

Неусыпною заботливостью игумена Сергия обитель скоро стала восстановляться; в 4 года монастырь окружен каменною стеною на протяжении 600 сажень, внутри ее построены три деревянных корпуса и четвертый каменный; за оградою три гостиницы, в соборном храме возобновлен иконостас. 
-   Именно сюда кресным ходом из Покровского собора носили Ахтырскую Чудотворную Икону Божьей Матери.

В 20-х годах прошлого века монастырь разграбили и выгнали монахов, там открыли детский городок для беспризорников. Что-то разрушили в 30-х большевики, что-то война. После войны жители села, которое лежит под горой, подчистили все до последнего кирпичика, отстраивали жилье. К 50-м годам от былой роскоши осталась только оборонная колокольня с огромной дырой от артснаряда. А на месте самого монастыря была испытательная площадка завода «Промсвязь».

Так и стояла она одиноко до 2002 года. В 2002 территорию бывшего монастыря снова передали монахам. Сначала они жили в палатках, потом в колокольне сделали храм и келии, провели коммуникации. Стали строить дальше. Сейчас уже устанавливают золотую маковку.

12 января 2003 года, в Неделю по Рождестве Христовом, епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма. Это была первая архиерейская Божественная Литургия в монастыре после долгих лет запустения.

Монумент Бессмертия

Скульпторы К. Годулян, И. Гречаник, архитектор Б. Бердник, 1967

Сооружен на северо-восточной окраине города, вдоль трассы Харьков – Сумы, по которой наступали в августе 1943 года советские войска.

Монумент представляет собой протяженную (свыше 40 метров) композицию, главный акцент которой – танк Т-34 на низком наклонном постаменте. Продолжением его служит распластанный подиум с мемориальными плитами, на которых высечены имена погибших в боях за Ахтырку советских воинов. На подиуме возвышается скульптура Родины-матери. Рядом – раненый воин с гранатой в руке. Завершают композицию две стелы с именами воинов-земляков, не вернувшихся с фронта, и номерами воинских частей, освобождавших Ахтырку. 

Курган Боевой Славы

Скульптор И. Дерегус, архитектор Б. Бердник, 1966

Мемориал сооружен в 12 километрах от Ахтырки, там, где в августе 1943 года советские войска вели тяжелые бои, в результате которых был освобожден город. В центре композиции – курган и скульптура Матери-крестьянки в платке, тяжелых сапогах. Кажется, что женщина только что оторвалась от тяжелой работы и задумалась, подперев подбородок рукой. Внизу – полусгоревшая землянка, дальше – блиндаж, противотанковые «ежи», неразорвавшиеся снаряды.

Возле кургана – братская могила, в которой похоронено 271 воин и среди них, – командира 19-й гвардейской танковой бригады Героя Советского Союза полковника Т.С. Позолотина. На 25 чугунных плитах высечены имена воинов 27-й и 4-й гвардейской армий. Курган сведен в 1966 году и в 1996 году отреставрированный.

По сторонам – 30-метровые стелы с барельефным изображением эпизодов боя. На мемориальных плитах – имена погибших: Гусев, Матросов, Гмыря, Вахабов, Метревели... В память о них зажжен Вечный огонь.

Скульптор-реставратор В.А Дяченко с помощью Ахтырской районной государственной администрации и горрайонной организации Общества охраны достопримечательностей истории и культуры реставрировал стеллы, аллеи, землянки и упорядочил площадки, на которых в дни праздников собираются люди, чтобы поклониться памяти воинов. 

Краеведческий музей

Бывший частный особняк, автор неизвестен, начало XX в.

Двухэтажный, прямоугольный в плане, со сторонами 24х12 метров дом выполнен из кирпича и оштукатурен. Второй этаж значительно выше первого. Над входами размещаются высокие арочные окна. Фасад фланкирован пилястрами и прямоугольными высокими окнами, обрамленными узкими простыми тягами и сандриками. Здание завершается прямым гладким карнизом с большим, около полуметра, выносом.

Над карнизом, напротив каждого арочного окна, возвышаются треугольные фронтончики. Боковые фасады имеют по четыре окна, разделенные пилястрами с фигурным парапетом над карнизом.

Октябрьская улица, 10

Пятницкая церковь

Автор неизвестен, вторая половина XIX в.

Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы в Бакировке основана в 1685 году. За свою долгую историю пережила не одно восстановление и воссоздание (1712, 1801, 1864, 1901, 1903). Играла важную роль в общественной жизни селения. До 1920 года в церкви находилась метрическая книга, записи которой есть сегодня даже в фонде всемирноизвестной Библиотеки истории семьи (Солт Лэйк Сити, США).

Церковь деревянная на кирпичном основании, пятисрубная, одноглавая с пристроенной с запада колокольней. Переход от четверика центрального сруба к восьмерику, перекрытому высоким шатром с луковичной главкой, осуществляется при помощи парусов. Особенность церкви – пятигранные удлиненные окна основного объема и прямоугольные трехстворчатые – на каждой из граней восьмерика. Двухъярусная колокольня выполнена по типу северорусских шатровых храмов.

Храм построен по проекту Владимира Николаевича Покровского, епархиального архитектора Варшавско-Холмской и Харьковской епархий. Он же архитектор храма Георгия Победоносца. За свою жизнь построил больше 60 храмов, за что был удостоен высоких наград от императора Николая II: орден «Св. Анны» III, «Св. Станислава» II и III степеней, серебряная медаль в память царствования императора Александра III, а также драгоценный перстень из рук самого государя. Деревянные храмы В.Н.Покровского совершенно уникальны по своей архитектуре. При однотипном планировочном решении, каждая из его деревянных церквей отличалась деталями и на первый взгляд они как будто похожи, однако при более тщательном рассмотрении видно, что каждая из них несет в себе своеобразие и неповторимость. Пятницкая церковь в Бакировке единственное деревянное творение зодчего дошедшее до наших дней. В 1989 году церковь закрыли из-за ее аварийного состояния. Обваленный купол, отсутствие стекол и многочисленных деталей, прогнивший и рухнувший в подвал пол – в таком печальном состоянии находится сейчас церковь. На сегодняшний день у жителей села Бакировка и настоятеля есть огромное желание восстановить ее в первозданном виде.