Средневековый армянский монастырь Сурб Хач, который находится в 3 км от города Старый Крым, 29 июля 2008 года отпраздновал свое 650-летие. На юбилее присутствовали высокопоставленные гости: Католикос всех армян Гарегин II, президенты Армении и Украины, председатели армянских общин Украины и России.
Еще в начале мая к монастырю вела узкая дорога в гору сквозь лиственный лес, по которой мог проехать только один легковой автомобиль.
А сейчас уже покрывают асфальтом новую широкую дорогу, по которой смогут ездить экскурсионные автобусы. В прошлом году Совмин Крыма выделил на реставрацию монастырского комплекса почти 1 млн. грн. Монастырь станет действующим, при нем откроют музей. Некоторые экспонаты, в том числе и каменную мини-модель монастыря, можно увидеть уже сейчас.
монастырь Сурб Хач после реставрации
Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) – центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви.
Гарегин II освящает семь хачкаров с буквами названия монастыря Сурб Хач в Крыму 29 июля 2008 года.
Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей.
Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года.
ТРАПЕЗНАЯ МОНАСТЫРЯ.
Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.
В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами.
Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.
БРАТСКИЙ КОРПУС.
Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми ее постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».
Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.
Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев.
К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.
ФОНТАНЫ И САД.
Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса.
Все фонтаны были построены по единому принципу – это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды.
Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.
Сурб Хач в переводе с армянского означает “Святой Крест”. Монастырь был основан в 1358 году духовным предводителем армян Крыма Ованесом Себастаци, который увидел на этом месте огромный огненный крест. Это видение он воспринял как знак свыше и заложил здесь храм, который был назван Сурб Ншан – Святое Знамение. На его строительство ушло 20 лет. Постепенно вокруг него стал формироваться и строиться мужской монастырь. В течение многих веков в этом монастыре хранился каменный крест, созданный в VI веке н.э., – священная реликвия, называемая Пыргчакар (в переводе означает “спасский камень”), по преданию, освященная апостолом Тадеем и привезенная в Таврику первыми переселенцами из древней армянской столицы Ани в XIII веке.
В средневековые времена монастырь Сурб Хач был крупнейшим армянским религиозным центром, распространяющим свое влияние из Крыма на огромные территории до Румынии, Молдавии, влияющим на политику в Армении. В XVII веке здесь жило 30 монахов. А в 1924 году, как рассказывают люди, на дороге недалеко от монастыря коммунисты убили последнего монаха. На этом месте растет дерево, которое наши современники украшают цветными лентами в память о том трагическом событии. С тех пор монастырь разрушался. И все же из строений эпохи Средневековья он лучше всех сохранился до наших дней. В 1993-1997 годах его частично восстановили.
Здесь стали проводить венчания, крещение детей, праздничные литургии, народные гулянья во время больших религиозных праздников. Недавно армяне со всей Украины съехались сюда на Вардавар – праздник Преображения Господнего.
Не зря завидуют новичкам те, кто уже знаком с этим местом, похожим на волшебную сказку. Первые впечатления захватывают, очаровывают. Густой зеленый лес окутывает величественные в своей простоте и мощи каменные здания монастырского комплекса. Рядом журчат два источника – фонтаны, красиво обрамленные резными камнями. Вода их течет по керамическим трубам, проложенным еще в XIV веке. Один фонтан называют источником молодости. Люди, попадая сюда, обязательно пьют из него, умываются. Говорят, эта вода сохраняет здоровье, красоту, продлевает жизнь.
Это намоленное место постоянно притягивает к себе энтузиастов, которые самоотверженно борются за восстановление монастыря, поддерживают его живой дух, трудятся.
Сейчас в монастыре живет монах Акоп. Он облагораживает родники в лесных окрестностях и создает изумительные хачкары (каменные кресты), ничем не уступающие старинным с их неповторимыми витиеватыми узорами и орнаментами. На колоннах храма Сурб Ншан можно увидеть более 70 каменных крестов. Все здесь кажется чудесным. А самое главное чудо происходит на наших глазах – монастырь возрождается!
GPS: 45°0’2”N 35°3’45”E
Адрес: г. Старый Крым, Кировский район