Бучацская ратуша – уникальный памятник архитектуры середины 18 века.
Расположена в нижней части города посреди небольшой площади, гармонирует с ландшафтом, отличается четким описанием объемов и совершенством пропорций.
Бучацская ратуша
Ратуша — одно из интереснейших мест для туристов, датируется 1750 г.
Внутри идет реконструкция, но и снаружи глаз не оторвать от скульптур, щедро украшающих фасад. Первоначально мифологичных композиций было 12, но во время грандиозного городского пожара в 1859 г. часть их была разрушена и сохранилось только семь штук.
В плане квадратное (14х14 м) двухэтажное здание имеет 12 помещений, этажи соединены винтовыми лестницами, а в боковых – служебные комнаты.
По скульптурным убранствам и органическим синтезам искусств Бучацкая Ратуша не имеет аналогов в архитектуре Украины 18 в.
Мощные стены несут двухъярусную башню.
Неодинаковое членение внутреннего пространства стенами на фасадах выявлено пилястрами, шаг и количество которых неодинаково: на главном их шесть, на противоположном пять, а на боковых четыре.
Из архитектурных соображений башня сделана шире, чем несущий ее массив среднего помещения с винтовой лестницей внутри. Поэтому ее стены частью опираются на каменные консоли. Вся высота здания 38 м.
Первоначально башня ратуши была увенчана шпилем высотой 18 м, но после пожара 1811 г. его не восстановили.
Фасады оформлены коринфским ордером и большим количеством скульптур (первоначально их было 30, сохранилось 9), образы взяты из Библии и античной мифологии.
Скульптуры отличаются экспрессией пластического языка и динамизмом композиции; тесаные из монолитного камня-известняка, кое-где есть вставки.
Главный фасад ратуши возвращен к западу, на его фронтоне – картуш с семейным гербом «Пилява» основателя ратуши Николая Потоцкого.
На фигурном щите с перекрещенными военными атрибутами – надпись «М. Р. 8. К. »(« Николай Потоцкий – староста Каневский »). Кариатиды поддерживают пять балконов на западном фасаде.
Композиции (выс. 195 см) «Геракл раздирающий пасть Немейскому льву», «Геракл убивает Лернейская гидру», монументальные статуи бога морей Посейдона и юноши Давида – победитель великана Голиафа и др.
Сейчас львовские скульпторы под руководством Д. Крвавич выполняют копии статуй, они займут место на ратуше, оригиналы сохраняются в музее.
К 1847 на верхнем ярусе башни были часы; в 2002 их восстановили.
В 19 веке на 1-м этаже размещались уездный старостат и совет. После 1920 здание отдали под жилье и магазины. 1982-1992 в ней действовали историко-краеведческий музей и детская художественная школа.
1988-1989 ратушу реставрировали, тогда же пристроили деревянную башню, бароковую по форме.
Ратуша – наиболее изящное произведение Меретина.
Она поражает легкостью и стремительным взлетом, усиленным вертикальными линиями многочисленных пилястр, наличников окон и обрамлений ниш.
Главный фасад выделен огромным, сложных очертаний фронтоном с рокайлевым асимметричным картушем в центре.
Ни в одном сооружении в стиле барокко на Украине скульптура не находится в таком нераздельном единстве с архитектурой, как здесь.
Она поражает экспрессией движения, выразительными позами, неповторимыми силуэтами, в ней как бы воплощен пафос борьбы против зла и насилия.