Достопримечательности Украины: Харьков. Памятник Тарасу Шевченко

Достопримечательности Украины: Харьков. Памятник Тарасу Шевченко

Памятник Тарасe Григорьевичу Шевченко в Харькове - памятник украинскому поэту, писателю, художнику и мыслителю Тарасу Григорьевичу Шевченко, является лучшим памятником Шевченко в мире.

Монумент расположен в центре Харькова - в Саду имени Т.Г. Шевченко, при входе на центральную аллею со стороны улицы Сумской. Памятник органически связан с окружающим парковым пейзажем и городским архитектурным ансамблем. Общая высота монумента - свыше 16 метров, высота статуи Тараса Шевченко - 4,5 метров. Художественный стиль монумента можно определить как соцреализм и сталинское барокко, тогда как трактование личности Тараса Шевченко так же является советским - как идейного борца за счастье простого народа, поэта-революционера. Авторы памятника - советский скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард. Монумент было торжественно открыт 24 марта 1935 года, т.е. через 9 месяцев после того, как Харьков перестал быть столицей УССР.

Памятник Тарасу Шевченко представляет собой многоплановую композицию, каждая из частей которой просматривается постепенно, по мере знакомства с монументом, вместе с тем, весь памятник воспринимается как единое целое. Многоступенчатость монумента была (и остается) оганично связанной с архитектурой величественных сооружений Госпрома и Харьковского государственного университета (сейчас Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина), Садом имени Т. Г. Шевченко. Фасад памятника повёрнут к центральной магистрали города — улице Сумской.

В плане монумент представляет собой своеобразную архитектурную спираль с 11- метровым трехгранным пилоном с фигурой Тараса Шевченко внутри и выступлениями по кругу, которые окружают пилон, и на которые разместились 16 динамических статуй — высокохудожественных образцов советской пропаганды, которые по замыслу автора проекта должны были символизировать людей работы и их борьбу за свои права против притеснителей — от непокорных, бунтарских образов из произведений Т. Г. Шевченко к участникам русской революции 1905—1907 лет и Октябрьской революции 1917 года, а величественная группа, которая состоит из рабочего-шахтера, колхозника, красноармейца и женщины, является олицетворением тогдашней современности.

Доминантой монумента является фигура Кобзаря — Шевченко высотой 5,5 м, установленная на высоком постаменте из серого (на момент сооружения ярко-чеёного) лабрадорита. Статуя наполнена динамики — и в точно найденном ракурсе слегка наклонённой набок головы, и в энергийном жесте правой руки, и во всей фигуре Шевченко просматривается готовность к действию, целенаправленность, внутренняя напряженность, что в полнйо мере соответствовало советской трактовке образа Т. Г. Шевченко как поэта и художника-революцтонера. Скульптура имеет ярко выраженный силуэт, легко узнаваемый издали, что сближает общий фон монумента с конструктивизмом, — суровые, укрупненные складки одежды, лаконичность форм, энергичная обработка поверхности большими обобщенными плоскостями — все это призвано создать могущественный образ непокоренного борца за права трудящихся. К детализации автор прибегат лишь, в разработке лица, которое осуществлено не только для достижения портретной схожести, а и раскрытие внутреннего мира, в русле трактования личности поэта, выявление твердости и силы духа поэта-борца. Именно поэтому взгляд монументального Кобзаря суровый и гневный, а вычеканенные на голове морщины означают горечь пережитого-передуманого. Целостности образа автор достигает проработкой и других деталей — например, крепко сжатой в кулак (гневный жест) рукой.

Фигуры, которые окружают пьедестал, — вдвое меньше по высоте, чем статуя Шевченко. Они воспринимаются в основном вблизи. По замыслу скульптора, осуществлять обзор фигур нужно в последовательности композиционной спирали, начиная от фигуры «Екатерина» и двигаясь против часовой стрелки.

Среди статуй монументального ансамбля, связанных идейно общим замыслом отображения воспетой Кобзарем борьбы народа за свою волю, можно выделить отдельные фигуры и композиции:
скульптура «Екатерина» — статуя крепостной с грудным ребенком на руках, известная под названием «Екатерина», воспетая Т. Г. Шевченко в одноименной поэме; воплощение образа женщины-матери под бременем одиночества и кручины;
1- а композиция («Умирающий гайдамак. Гайдамака с косой. Тот, который рвет путы.») — все три фигуры связаны как идейно, так и сюжетно — за общей привязкой композиции к поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамака» о событиях колеевщины кроется жизнеутверждающее убеждение в несокрушимости народного духа и вера в его победу;
скульптура «Связанный запорожец» — одна из статуй, которые передают патриотичный, многогранный характер героя, воплощает народную силу и величие, скорбь и боль;
2- а композиция («Женщина-крестьянка. Тот, кто несет жернова. Солдат-рекрут.») — в образах представителей разных прослоек трудовой народ воплощает идею страданий украинцев из-за царизма;
3- я композиция («Рабочий с преклоненным флагом. Студент. Рабочий с винтовкой. Матрос. Красноармеец.») — 3- статуи композиции изображают образы восставшего народа во время социальных катаклизмов первых десятилетий ХХ столетие.
4- а композиция («Крестьянин. Шахтер. Женщина с книгой») — фигуры этой последней группы, по замыслу автора, должны были передавать те изменения, которые произошли в советском обществе.

Автор монумента достиг пластического единства, гармонии, согласованности всех его групп и фигур. Им присущи классические пропорции, тщательная продуманность поз и жестов, которые отображают особенности характеров и вместе с тем оказывают содействие раскрытию единства композиционного замысла. Многофигурная композиция выдержана в эпически спокойном, но приподнятом ритме. Материал статуй — тёмная бронза на фоне постамента из отполированного до зеркального блеска лабрадорита предоставляет памятнику еще большей торжественности, выразительности и величия.

История памятника

Предыстория

Харьков известен как город, где был установлен один из первых на Украине памятник Тарасу Шевченко. Инициаторами создания первого памятника Шевченко в Харькове была семья Алчевских. В 1897 году Алексей Кириллович Алчевский заказал в Петербурге известному академику, профессору Петербургской Академии искусств В. А. Беклемишеву, выходцу из Харькова, бюст Кобзаря из белого мрамора. В 1898 году бюст был установлен возле усадьбы известной просветительницы, основательницы женской воскресной школы для взрослых Христины Алчевской (на улице Садово-Куликовськой, сейчас Совнаркомовская). Осуществлено это было нелегально — без разрешения царской власти. В трактовании Беклемишева Т. Г. Шевченко был философом и борцом, готовым к решительным активным действиям. Возле этого памятника часто собиралась студенческая молодежь, воспитаники воскресной школы. В 1901 году, накануне сороколетия со дня смерти Т. Г. Шевченко памятник был снят. По другой версией, тогда же, во время экономического кризиса А. К. Алчевский обанкротился и наложил на себя руки, семьи пришлось срочно избавиться от шикарного особняка — усадьбу продали купцу Шабельському, и когда новый собственник хотел было уничтожить бюст Кобзаря, Алчевськие забрали его с собой и еще на протяжении двадцати лет сохраняли в семье. В 1932 году Николай Алексеевич Алчевский, преподаватель юридического института, передал бюст в Картинную галерею Т. Г. Шевченко и сейчас этот экспонат находится в Киеве в государственном музее поэта.

Уже при советской власти, в июле 1919 года, на месте памятника Александру ІІ установили временный гипсовый бюст Т. Г. Шевченко, изготовленный по проекту скульптора Б. Кратка. Этот бюст сняли с постамента деникинцы, и дальнейшая его судьба неизвестна.

История сооружения и открытие памятника

2 июня 1929 года Харьковский горсовет утвердил постановление о сооружении памятника. В 1930 году был объявлен первый международный конкурс на сооружение памятника Тарасу Шевченко в Харькове. Таких конкурсов на протяжении 1930-1933 лет вообщей сложности было три. Проблематика этих конкурсов в советской литературе или не освещается вообще, или исключительно с акцентом на участие в них победителей Манизера и Лангбарда. 22 сентября 1933 года открылась выставка проектов, на которой было представлено 30 работ ведущих мастеров того времени - Ф. Кричевского, С. Меркурова, М. Манизера, И. Кавалеридзе и других. Противоречивой темой остается определение победителей конкурса, так как среди лучших по результатам сентябрьской выставки фигурировал и общий проект украинского художника Федора Кричевського и русского скульптора Сергея Меркурова, а уже на дополнительном, ноябрьском, обзоре, где рассматривались доработанные проекты, победителем была признана работа Матвея Манизера. Одним из претендентов на место скульптора данного памятника также была В.И. Мухина. Сохранилась её объяснительная записка:

Шевченко представлен бронзовой статуей, стоящей на девятиметровом каменном пьедестале (ногами он стоит еще в каменной среде, но дух его железный), с поступью твердой и энергичной, в полном сознании своего человеческого достоинства, народный трибун и пробудитель сознания в те годы угнетения. Автор дает его в украинской одежде, так как с образом Шевченко связывается представление о пробуждении Украины, и интеллигентский сюртук как дань моде середины XIX столетия с образом великого Тараса не вяжется и кажется совершенно нелепым. Одежда, присущая народу, становится его историческим признаком, понятным в веках, в противовес моде, через одно-два десятилетия кажущейся смешной. В нижней части памятника автор дает олицетворение старой и новой Украины. Старая Украина, угнетенная, батрацкая, подъяремная, в образе двух волов под ярмом, понурых и забитых. Сзади их на врезном барельефе украинский батрак, темный и изнуренный под игом крепостничества, окаменелый от вековых страданий. Эта группа символически дана в камне. Возле, с другой стороны стоит группа современных украинцев, работников и крестьянок, бодро смотрящих вдаль, дружно взявшись за руки для коллективной работы, окружив колесо трактора, — символ и фактор объединения работающего и потребляющего на всеобщей социальной стройке УССР…

Матвей Манизер, к тому времени был состоявшимся мастером-творецом ряда значительных монументов, приверженецем реалистического искусства. Сохранились свидетельства, согласно которым, работая над проектом, скульптор путешествовал шевченковскими местами, делал большое количество пейзажных и жанровых этюдов, тщательно изучал внешность и личность Т.Г. Шевченко - по его произведениям, перепискам и мемуарами о нем, автопортретами, немногочисленными фотографиями, посмертной маской и т.п.. Творческие поиски Манизера были продолжительными. Первый проект памятника (1930 год) он выполнил в конструктивистской манере - большая по размеру голова Шевченко с выражением опечаленности была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом повстанца, который, стоя на коленях, гневно потрясал кандалами. Во втором проекте (1931 год) М. Г. Манизер расположил статую поэта на пьедестале с низким рельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. И лишь третий вариант проекта (1933 год) принес скульптору творческое удовлетворение и победу во всесоюзном конкурсе, и это при потому, что в конкурсе принимали участие немало выдающихся скульпторов своего времени.

Вспоминая о работе над памятником, М. Г. Манизер писал:

Шевченко трактован мною как поэт-революционер, демократ и бунтарь, энергичным жестом как бы ниспровергающий царское иго рабства и неволи. Фигура Шевченко гигантского размера: в три натуры (4,5 метра) — видна издали. Шестнадцать фигур, окружающие пьедестал, вдвое меньшего размера и рассматриваются, главным образом, на близком расстоянии… Разновременные, в большинстве своем сюжетно между собой не связанные, они располагаются на возрастающих уступах пьедестала и рассматриваются зрителем последовательно, оставаясь в то же время звеньями единой цепи.

Матвею Манизеру позировали актеры харьковского театра «Березиль»:
Наталия Ужвий — «Катерина».
Сусанна Коваль — молодая крестьянка.
Амвросий Бучма — повстанец времен Колиивщины и крестьянин с жерновами на плечах.
Иван Марьяненко — старый запорожский казак — связанный, но не покоренный.
Лесь Сердюк — молодой хлопец с косой в руках и крепостной со связанными руками.
Ростислав Ивицкий — красноармеец.

За мгновение до открытия памятника Т. Г. Шевченко в Харькове, 24 марта 1935 года

Работы по сооружению монумента были начаты 9 марта 1934 года, т.е. в день 120-летия от рождения Кобзаря. Архитектурную привязку монумента исполнил архитектор Й. Г. Лангбард (автор проектов нескольких государственных зданий в Белоруссии). Отливка скульптуры Т. Г. Шевченко и скульптурных групп памятника в металле была осуществлена в бронзолитейных мастерских в Ленинграде. Общий вес металлической части памятника 30 тонн. Одновременно с этим, в Харкове, на месте закладки памятника, под руководством Й. Г. Лангбарда рабочие обрабатывали лабрадорит. На изготовление памятника ушло 400 тонн лабрадорита. На сооружении монумента было использовано около 75 вагонов разных строительных материалов, в том числе 25 вагонов с лабрадоритом.

В 1935 году работа по сооружению памятника, в которой принимало участие около 200 рабочих разных профессий, была завершена.

Торжественное открытие монумента состоялось 24 марта 1935 года и стало всенародным праздником. Харьков был украшен флагами, на улицах было многолюдно. В 14.30 нарком образования УССР В. П. Затонский перерезал ленту. Грянул салют, и большой хор 700-ма голосами исполнил «Заповiт» Шевченко.

События, связанные с памятником

Со времени открытия, памятник сам по себе стал значительным культурным явлением и достоянием Харькова и страны.

Вопреки размерам и идеологической направленности, монумент не пострадал во время Второй мировой войны. Именно возле памятника Шевченко в Харькове 30 августа 1943 года состоялся первый официальный митинг освобождённого от немецких оккупантов города при участии И.С. Конева и М.С. Хрущева.

В СССР в послевоенное время памятник традиционно был местом проведения мероприятий, посвященных разнообразным датам украинской истории и культуры, в частности, оказания почестей Шевченковых годовщины. Начиная с конца 1980-х лет площадь возле монумента стала местом группирования национальных сил, проведение демократических акций. После обретения независимости Украиной, без возложения цветочных букетов к монументу не обходится ни один официальный государственный праздник, посещение Харькова высокими правительственными чиновниками и международными гостями. Уже в наше время (1990-е 2000-е года), памятник подвергался актам вандализма.

Интересные факты о памятнике

Для съемок русского исторического фильма о физике Льве Ландау "Дау", которые проходили в Харькове в 2009 году, памятник Т. Г. Шевченко для большей реалистичности красили черной гуашью, ведь лабрадоритовый постамент, в отличие от современного серого цвета, в первые годы сооружения имел ярко черный цвет. После съемок городским службам пришлось устроить "чистку" монумента, возвратив ему обычный для харьковчан вид.

Первый в стране памятник великому Кобзарю - мраморный бюст - был установлен нелегально в 1899 году в Харькове, в саду рядом с особняком Х.Д.Алчевской, известной прогрессивной деятельницы, основательницы женской воскресной школы для взрослых. Автор памятника - харьковчанин, известный российский скульптор, профессор петербургской Академии искусств В.О.Беклемишев. В его трактовке Т.Г.Шевченко - философ и борец, готовый к решительным активным действиям. Возле этого памятника часто собиралась студенческая молодежь, воспитанники воскресной школы. Начинающие поэты читали здесь свои стихи, полные веры в светлое будущее народа. В 1901 году, в канун 40-летия со дня смерти Т.Г.Шевченко, "по высочайшему указу" памятник был снят.

Из истории создания монумента


Монументальная скульптура влекла М.Г.Манизера еще в годы учебы в петербургской Академии искусств. В 1920 году он создал выразительный рельеф "Рабочий". Рельеф прошел по конкурсу в качестве эмблемы постоянной промышленной выставки в Москве. По проектам М.Г.Манизера в 1924 году были установлены отлитые в бронзе памятники В.И.Ленину в Кировограде, Куйбышеве (Самаре), Хабаровске, Пушкине. Он создал проект памятника "Жертвам 9 января 1905 года". Знание истории революционной борьбы народа, умение воплотить обобщенные образы участников грандиозных событий проявил М.Г.Манизер в памятнике В.И.Чапаеву для города Куйбышева. Во всесоюзный конкурс 1929 года на сооружение памятника Т.Г.Шевченко в Харькове включился уже зрелый мастер, убежденный сторонник реалистического искусства, раскрывающий великие общечеловеческие идеи в индивидуальных, подсказанных действительностью образах. 

Работая над проектом, М.Г.Манизер совершил путешествие по шевченковским местам, сделал большое количество пейзажных и жанровых этюдов. Он тщательно изучил переписку и портреты Т.Г.Шевченко. Особенно ценными для скульптора были автопортреты поэта, его немногочисленные фотографии и посмертная маска. М.Г.Манизер неоднократно перечитывал "Кобзарь", мемуарную литературу. "Каждый день приносил что-то новое, интересное и очень нужное, - рассказывал скульптор,- а Тарас становился все ближе и роднее. Иногда мне уже так живо представлялся облик Шевченко - его рост, походка, выражение глаз, лица, что, казалось, встреть я его на улице - нисколько не удивлюсь!" 

Не сразу пришел скульптор к образу Шевченко-борца. Первый проект памятника (1929 год) он выполнил в несколько конструктивистской манере. Огромных размеров голова Шевченко была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом коленопреклоненного гайдамака-повстанца, гневно потрясающего цепями. На лице поэта лежало выражение глубокой задумчивости. В другом проекте (1931 год) М.Г.Манизер разместил статую поэта на пьедестале с низким барельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. Третий вариант проекта (1933 год), наконец, принес скульптору удовлетворение и долгожданную победу в конкурсе. 

Автор проектов ряда общественных зданий в Белоруссии И.Г.Лангбард мастерски решил архитектурную часть памятника, подчинив форму пьедестала идейному и художественному замыслу скульптора. 

Фигуры монумента отливали лучшие литейщики Ленинграда. Сроки и качество выполнения ответственного заказа контролировал лично секретарь ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Он говорил, что создание памятника великому украинскому поэту - дело чести всех трудящихся Ленинграда.

В то время, когда в Ленинграде отливались скульптуры, в Харькове на месте закладки памятника под руководством архитектора И.Г.Лангбарда строители обрабатывали лабрадорит. Над постаментом великому Кобзарю, кроме украинских мастеров, трудились русские народные умельцы-полировщики.

Усилием большого коллектива художников, скульпторов, артистов, строителей памятник Кобзарю был сооружен в течение одного года. "Пойдет в века этот отличный памятник, этот дар народа своему народнейшему, славнейшему поэту", - сказал присутствующий на открытии монумента Всеволод Иванов. 

Общая композиция и детали памятника


Памятник представляет собой многоплановую композицию, каждая из частей которой просматривается постепенно, по мере знакомства с монументом. В то же время памятник воспринимается как единое гармоничное целое.
На уступах архитектурной спирали, окружающей одиннадцатиметровый трехгранный пилон с фигурой Шевченко, разместились шестнадцать динамичных статуй, которые символизируют непрерывное нарастание народной борьбы с угнетателями - от непокорных, бунтарских образов из произведений Т.Г.Шевченко до участников первой русской революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции. Заключительная величественно-мажорная группа - рабочий-шахтер, колхозник, и женщина-рабфаковка - славит свободный труд и молодость новой Украины. 

Фигура Кобзаря , решенная в три натуры (5,5 метра), доминирует в памятнике. Статуя полна динамики. Решительность, огромное внутреннее напряжение прочитываются и в точно найденном ракурсе слегка наклоненной головы, и в энергичном жесте правой руки - во всей фигуре Шевченко. Ярко выраженный силуэт скульптуры рельефно вырисовывается в пространстве - ее легко можно узнать издали. Строгие, укрупненные складки одежды, лаконизм форм, энергичная обработка поверхности большими обобщенными плоскостями создают могучий образ. К детализации автор прибегает только в моделировке лица, чем добивается портретного сходства, раскрытия внутреннего мира, выявляя твердость и силу духа поэта-борца. Его взгляд суров и гневен. Волевая складка меж бровей бросает глубокую тень на глаза, усиливая эмоциональную насыщенность образа. Морщины - горечь пережитого, передуманного - пересекают крутой лоб мыслителя:
Думы мои, думы мои,
Ой, беда мне с вами!..

Гневный жест правой руки, крепко стиснутой в кулак, подчеркивает силу возмущения пламенного борца, смело призывающего народ: 

Цепи разорвите, 
Злою вражескою кровью
Волю окропите!

Великий поэт-демократ боролся за освобождение своего народа от социального и национального угнетения, верил в его прекрасное будущее. Это убедительно передано в монументе. 

Фигуры, окружающие пьедестал, - вдвое меньше статуи Шевченко. Они воспринимаются в основном с близкого расстояния. В создании скульптур, близких к шевченковским образам, неоценимую помощь М.Г.Манизеру оказали выдающиеся мастера украинской сцены - актеры харьковского театра "Березиль", впоследствии народные артисты СССР Н.М.Ужвий, А.М.Бучма, И.А.Марьяненко, А.И.Сердюк и другие.
"Это были первоклассные художники! - вспоминал позднее М.Г.Манизер.- Всю жизнь я им буду очень благодарен..." 
По замыслу скульптора, следует совершать осмотр фигур в последовательности композиционной спирали, начиная с фигуры "Катерина" и двигаясь против часовой стрелки.