Наверняка каждый слышал о знаменитом детище архитектора В. Городецкого – киевском доме с химерами, как называют оригинальный особняк в Киеве, на ул.Банковой. Так этот дом нарекли за его скульптурные украшения (расположенные как на фасаде, так и внутри дома), тематика которых — неведомые сказочные существа наземного и подводного животных миров и атрибуты охоты.
Но многие ли знают, что Харьков тоже может похвастаться домом с химерами, и не одним?
Правда, они не так известны, как их киевский собрат, и не настолько богато «заселены» химерами, но не менее интересны.
Первый харьковский дом с химерами построен на 11 лет позднее киевского (в 1914 г.) в том же стиле модерн с элементами английской готики, как и дом Городецкого. Архитекторы дома – В. Покровский и П. Величко. Здание расположено в тихом центре Харькова, на ул. Чернышевская, д.79.
С названием улицы Чернышевской и по сей день связана некая неразбериха: улица Чернышевская (или Чернышовская) изначально была названа в честь владельца усадьбы, расположенной на месте теперешнего дома № 1. В эпоху СССР улица была переименована в честь русского писателя Н. Г. Чернышевского, невзирая на то, что никакого отношения к городу он не имел. Не так давно улице вернули её историческое название, однако таблички-указатели улиц заменили не на всех домах.
В. Покровский, служивший главным архитектором Харьковской епархии, спроектировал этот шестиэтажный особняк, которому предстояло стать частной женской гимназией, для своих сестёр. Женская гимназия существовала до 1920 года, а потом в здании разместили восьмилетнюю школу № 62, которую закрыли в 1962 году по причине опасного соседства с рядом открытым туберкулезным диспансером. До 1973 года в здании находилась вечерняя школа № 17 для рабочей молодёжи, закрывшаяся впоследствии по причине аварийного состояния помещений. Почти пятнадцать лет дом стоял заколоченный, затем был передан театральному факультету Университета искусств им. Котляревского. Несколько лет здание реставрировали, студенты сыграли в этом творческом процессе не последнюю роль, геройски участвуя в субботниках. Последние ремонтные и реставрационные работы проводилась в 1990-х годах, когда тщательно восстановили оригинальный фасад здания, украшенный причудливыми фигурками – химерами.
Согласно энциклопедии, слово «химера» в переводе с греческого означает «коза» и представляет собой мифическое существо с мордой и шеей льва, телом козы, хвостом-змеёй, родившееся от союза Тифона и Ехидны. В Средние века под химерами подразумевались горгульи, а в наше время в обиходе часто химерами называют монстров и мутантов всех возможных и невозможных видов, а также неосуществимые мечты и фантазии. Для готики очень характерны скульптурные изображения фантастических чудовищ, олицетворяющих пороки, силы зла и т. п., составляющие часть убранства соборов, например – знаменитого Нотр-Дам де Пари.
Харьковский особняк неповторим тем, что его украшают не только химеры, но и головы его создателей – самого архитектора Покровского и его помощника Величко.
Таким оригинальным способом сёстры Покровские увековечили память их брата, автора дома, и его ближайшего помощника. Интересно то, что такие изменения в проект сёстры Покровские внесли по собственной инициативе, без ведома их брата. Скульптуры архитекторов —молодого Величко справа в виде средневекового студиозуса-писца и Покровского в очках слева в виде профессора-чтеца — и поныне выглядывают из-под балкона второго этажа. Первоначально Величко держал в правой руке стилус, чтобы писать в книге, которую он держит в левой руке. При последней реставрации стилус был обломан, но находчивые студенты по-своему восполнили недостаток изваяния – они регулярно «угощают» Величко сигаретой, которую вставляют на место отсутствующего пишущего инструмента.
Верхние колонны фасада держат на своих плечах две скульптуры согнувшихся человекоподобных существ. Раньше имени у них не было, теперь же их именуют Горлумами за необычайное сходство с персонажем фэнтези Джона Толкиена «Властелин колец» Горлумом. У современных студентов театрального факультета стало хорошей традицией следить за состоянием ногтей на «ногах» Горлума, регулярно подкрашивая их лаком.
Помимо описанных выше персонажей, фасад дома с химерами украшают и вполне обычные на вид волки, саламандры и рыцарские гербы.
Второй харьковский дом с химерами находится на переулке Грабовского, д.4, справа от театра им. Шевченко.
Его легко узнать среди соседних домов: четырехэтажный дом в стиле модерн – и тот же, характерный для домов с химерами, украшенный причудливой лепниной фасад, скульптуры химерок – рыб, тритонов и саламандр — над входом. За счёт преобладания химер рыб в народе этот особняк именуют «Домом Золотой рыбки».Этот оригинальный «рыбный» дом – проект известного харьковского инженера и архитектора А.Гинзбурга в соавторстве с И.Загоскиным, построенный в 1910-х годах.
Кстати, А.Гинзбург применил при строительстве этого дома инновационное по тем временам новшество — железобетонные конструкции, стилизовав их под золотых рыбок. Верхняя часть фасада, сразу под крышей, декорирована многочисленными Звёздами Давида. В этом здании и находилась строительная контора Гинзбурга под названием «Железобетон», а на первом этаже был магазин, где продавали живую рыбу. Видимо, народное название дома связано и с этим фактом. В 70-е годы в подвале особняка размещался бассейн с незамысловатым названием «Золотая рыбка». Проходя по улице мимо дома через окошки можно было видеть, как плещется зеленая мутная вода в «лягушатнике», в котором изначально держали рыбу для продажи. В настоящее время помимо жилых квартир, в доме находятся магазины и офисы.
Как видим, внимательное рассматривание старинных особняков Харькова может оказаться достаточно занятным делом, полным удивительных находок и открытий.
Адрес, карта, как добраться
г. Харькова, на ул. Чернышевская, д.79
г. Харькова, переулок Грабовского, д.4