Достопримечательности Украины: Харьковский Подол

Достопримечательности Украины: Харьковский Подол

Любой украинец хотя бы раз в жизни слышал что-то о киевском Подоле. Но мало кто знает, что в Харькове также существовал район под названием Подол, более того он существует и сегодня. Только вот название перестало использоваться.

Площадь Павловская, улицы Кооперативная, Кузнечная и пересекающие их переулки, берег реки Харьков от Харьковского моста и до ее впадения в Лопань — вот он харьковский Подол.

Предлагаем Вам познакомиться с историей одного из старейших районов Харькова.

Ровесник Харьковской крепости

Как правило, в мирное время, на территории крепостей люди не жили. Здесь размещались административные и хозяйственные учреждения, соборная церковь. Собственно жилые дома строили в прилегающих слободах. Поэтому уже в 1650-е годы, то есть практически сразу после строительства первого острога, началось постепенное заселение территории между крепостной стеной и рекой Харьков — Подола. В 17 веке пригород окружала стена из дубовых кольев, хотя более надежной защитой выступали реки и болота вокруг.

Согласно плану 1768 года по руслу реки Харьков находились 5 островов, 3 из которых располагались в районе Подола. Крупные острова имели собственные названия и активно использовались харьковчанами.

Дмитрий Багалей и Дмитрий Миллер в книге «История города Харькова за 250 лет его существования» отмечали, что в 18 веке Харьков состоял из городской части — территория Университетской горки, где в 17 веке существовала крепость, непосредственно примыкавшего к ней предместья Подола, Захарьковской и Залопанской слобод.

Изменчивое русло реки Харьков

Естественной границей Подола является река Харьков. Только вот в 17–18 веках река выглядела несколько иначе, как впрочем и вся эта местность сегодня. В междуречье располагались также шесть озер, одно — в районе Университетской улицы. В целом местность Подола была болотистой и довольно сырой. Практически каждую весну улицу Рыбную затапливали талые воды. Бывали случаи когда местные жители передвигались по Подолу на лодках.

Для борьбы с наводнениями укрепили берега Харькова и Лопани, изменили их русла, а существующие болота осушили при помощи довольно специфического материала — навоза. Способ наверное не самый экологичный.

Согласно плану 1768 года по руслу реки Харьков находились 5 островов, 3 из которых располагались в районе Подола. Крупные острова имели собственные названия и активно использовались харьковчанами. Так, на Васильевском острове, существовавшим вплоть до первой половины 19 века, недалеко от современного Подольского моста, устраивали праздничные гуляния и отдыхали горожане. К сожалению, при проведении гидротехнических работ, остров навсегда исчез из карты Харькова.

Да и само русло реки Харьков проходило несколько иначе. В книге «История города Харькова за 250 лет его существования» Дмитрий Багалей и Дмитрий Миллер приводят описание течения реки в 18 веке. Согласно приведенным ими данным, после Кузнечного моста река делала петлю в южном направлении, достигая современной Гольдберговской улицы и возвращалась обратно. Ближе к городу располагался пролив, который называли Нетечь. Между рекой и проливом как раз и находились острова.

С конца 18 века река Харьков проходит по хорошо знакомому, современному руслу. А вот название Нетечь закрепляется уже за рядом болот и озер, оставшихся в районе Заиковки от прежнего течения Харькова.

Существует и другая версия, согласно которой Нетечью назывался рукав реки Харьков. Название его произошло от слабого течения. В середине 19 века второй рукав засыпали и Нетечь стала основным руслом. Поэтому иногда так называют также отрезок реки Харьков у впадения ее в Лопань. Как бы там ни было, но третья река, вокруг которой когда-то формировался город, сохранилась только на карте — в названиях Нетеченской набережной, улицы и бульвара.

Еще сто лет назад харьковчане страдали от разливов реки Харьков, а сегодня наблюдают как с каждым днем уменьшается уровень воды и мелеют ее берега.

Особенности застройки харьковского Подола


В 17 и 18 веках строительство на Подоле происходило хаотично. Здания возводили не заботясь об их красоте и правильной планировке, между жилыми домами оставались пустыри, а и без того кривые улицы пересекали многочисленные тупики. В это время застройка состояла преимущественно из деревянных, низких хат-мазанок. Традиционно в одной половине такого дома жили хозяева, а вторая отводилась для размещения гостей.

В 18 веке здесь появляются каменные, двухэтажные дома. С получением в 1768 году утвержденного плана, строительство в Харькове, и в частности, на Подоле, начинает приобретать организованный характер. Но свой современные облик район приобрел во второй половине 19 века. До сегодня в ансамбле улиц Кооперативной, Кузнечной и переулков, которые их соединяют, сохранились образцы архитектуры позапрошлого столетия.

Длительное время Подол оставался одним из наиболее густонаселенных районов Харькова. Здесь селились казаки и мещане городской сотни, позже — ремесленники и купцы. Последних привлекала близость к административному центру и главному городскому рынку на Торговой площади (сейчас — Павловская).

На Подоле был и свой собственный рынок — в первой время Сенный, а с конца 18 века — Рыбный. Число лавок с каждым годом только возрастало, а земли переходили в собственность к харьковским купцам. Значительная часть переулка, который сейчас называется Плетневским, в 19 веке принадлежала купцу Ломакину, затем купцам Костюрину и Боровкову.

Древняя Троицкая церковь

Одним из старейших строений харьковского Подола является Троицкая церковь в Троицком переулке (в 1966–2016 годах — переулок Ивана Дубового). Первый деревянный храм существовал на этом месте уже в 1659 году. В 1758–1764 годах недалеко от деревянной возвели новую трехкупольную каменную церковь с примыкающей к ней колокольней. Новое храмовое здание в неизменном виде просуществовало почти столетие.

Если архитектура церкви не менялась, то внешний облик харьковских улиц претерпел ряд изменений. В частности, вымощенные камнем в начале 19 века улицы Подола начали возвышаться над уровнем площади, где стоял храм. Во время оттепелей и сильных дождей вода с Рыбной улицы затапливала церковь. Появившаяся сырость доставляла неудобства харьковчанам во время службы. Да и сам вход в храм напоминал спуск в катакомбы. Кроме того, значительно увеличилось население Подола и существующая церковь уже не могла вместить всех прихожан.

В начале 1850-х годов назрела необходимость в строительстве нового здания для Троицкой церкви, но планам прихожан помешала Крымская война. Из-за военной кампании 1853–1856 годов фундамент нового храма заложили только 7 июля 1857 года. На время строительных работ Троицкую церковь перенесли, по предложению Марии Першиной, в дом купца Андреева по улице Рыбной. Под обустройство временной церкви отвели лучший этаж дома.

Автором проекта новой Троицкой церкви выступил харьковский городской архитектор, академик архитектуры Андрей Тон. Строительство продолжалось около двух лет. Столько же времени заняли внутреннее оформление храма и отделочные работы. В конце 19 века по богатству убранства Троицкая церковь уступала только Успенскому собору.

Освящение главного престола во имя Святой Троицы состоялось 24 сентября 1861 года. Новый Троицкий храм был трехпрестольным, что позволяло совершать священную литургию трижды в день.

После 1917 года Троицкий храм прекратил свое существование, а в здании начала работу хлебопекарня. Кстати, здешняя выпечка пользовалось большой популярностью среди харьковчан, а ее аромат разносился по всем прилегающим улицам и переулкам. Только в 1992 году здание церкви передано епархии и в нем восстановлены богослужения.

Кооперативная улица


Центральной и старейшей улицей харьковского Подола является Кооперативная. Ее возникновение относится к концу 17 века, когда она называлась Подольской. Интересно что за более чем 300-летнюю историю улица сменила несколько названий — Сенная, Рыбная, Лаврентия Берии, Кооперативная. Все названия, кроме конечно имени комиссара госбезопасности СССР, отражают род деятельности жителей улицы.

В 17–18 веках здесь торговали сеном, которое подвозили с захарьковских слобод. В середине 19 века на улице появились магазины рыбопромышленников из Ростова-на-Дону, а в ее западной части появился большой Рыбный рынок (возле современного сквера Стрелка), где торговали рыбой не только из Ростова, но и из более близкого Чугуева. Рыбные ряды просуществовали на этом месте до 1960 года.

В 20 веке на улице начал работу Центральный рабочий кооператив, изменилось предназначение и других построек. Здесь все больше возникают финансовые и государственные учреждения. В 1915 году завершилось строительство здания для Общества взаимного кредита мелких промышленников (сейчас — корпус Харьковского гидрометеорологического техникума). Автором проекта выступил архитектор Илиодор Загоскин. Хотя сегодня фасады здания несколько обветшали, но сохранилось множество декоративных элементов.

Кузнечная улица

Одна из старейших улиц, как Подола, так и Харькова. Первые жители появились здесь уже в конце 17 века. Активная застройка началась со второй половины 18 века, с возникновением здесь кузниц, которые и дали название улице. Первоначально кузнецкие ряды находились на Сенной улице, но соседство сена и открытого огня привело к пожару и по решению городских властей кузницы перенесли ближе к реке Харьков.

В застройке Кузнечной улицы сохранилось одно из уникальнейших зданий нашего города. На углу Подольского переулка и улицы Кузнечной в 1890-е годы, по проекту архитектора Бориса Покровского, построили караимскую кенассу. Караимы — один из самых малочисленных народов на Земле, происходящий от тюркоязычных последователей караимизма (одно из ответвлений иудаизма) в Восточной Европе. Изначально проживали в Крыму, некоторых городах Западной Украины и Литвы.

В 1929 году здание национализировали и передали клубу-музею «Воинствующий безбожник», затем строительной организации. Только в 2006 году, уже частично перестроенное сооружение кенассы вернули караимской общине города.

Купеческое прошлое Подола

Историю Подола и людей которые здесь жили сохраняют не только старинные здания с античными колоннами и вычурной архитектурой, но и названия переулков — Лопатинского, Плетневского, Костюринского. К примеру, последний возник в конце 19 века, вернее выделен из улицы Подольской, и назван в честь купца 3-й гильдии, городского головы (в 1853–1858 годах) Сергея Костюрина.

Купец сделал значительный вклад в застройку района Рыбной улицы. В 1861 году он предложил построить, за собственные средства, новые городские лавки. Благодаря Костюрину на Подоле, вместо старых, ветхих построек, возник ряд современных каменных жилых и общественных зданий.

С именем еще одного харьковского купца связано название Плетневского переулка (прежние названия улица Молчанкина, Молчановский переулок). В середине 19 века промышленнику, купцу 3-й гильдии Роману Плетневу принадлежал медеплавильный завод.

До сегодня в застройке переулка, под №7 сохранился доходный дом, построенный в начале 20 века архитектором Александром Гинзбургом для купца Михаила Ясного. Впоследствии домом владел харьковский купец Сергей Цетлина, пока в 1919 году здание не национализировали. Сегодня здесь работает детская поликлиника. Каждый прохожий с уверенностью скажет, чт это здание красного цвета, хотя изначально его фасады были окрашены в серый и дополнительно дом не перекрашивали. Нынешний оттенок появился от времени и воздействия окружающей среды.

Примечательно, что с 1906 года по переулкам Подола начал курсировать трамвай. Первая харьковская трамвайная линия проходила от улицы Петинской (сейчас Плехановская), через Нетеченскую улицу, Подольский мост, Подольский и Костюринский переулки до Павловской площади.


Время не стоит на месте. Харьков все больше превращается в современный мегаполис, построенный из металла и стекла. Шум большого города врывается на некогда тихие и уютные улочки. Постепенно исчезает старинная архитектура. Не теряйте времени. Вооружайтесь фотоаппаратом и отправляйтесь на прогулку по улицам и переулкам Подола. Почувствуйте атмосферу старого Харькова.

Алена Маршала