Достопримечательности Украины: Сумская область - Глухов

Достопримечательности Украины: Сумская область - Глухов

Бережно охраняют славную историю Глухивщины леса, которые занимают 33 тыс. га. На Глуховской земле насчитывается 1600 видов растений. Сохранить растительный мир помогают заповедные объекты: Шалыгинский государственный ландшафтный заповедник республиканского значения, площадью 3754 га и Верхнеесманский государственный заповедник местного значения, площадью 2160 га. Таких широколиственных дубово-кленово-липовых лесов с лещиновым подлеском, как в Шалыгинском заповеднике, нигде больше по Украине нет. Среди зарегистрированных ботанических достопримечательностей района деревья-патриархи: четырехсотлетний дуб в Слоутском лесничестве, 11 двухсотлетних сосен в урочище Монастырщина, сибирские сосны в с. Полошки и Обложки. Эти уникальные объекты природы имеют историческую ценность.

В поселке Шалыгино расположены «Семь источников». Сохраняются в естественном состоянии уникальные гидрологические образования самовытекающих источников воды, которые имеют эстетичное и познавательно-воспитательное значение. Гидрологическая достопримечательность природы местного значения «Семь источников» имеет площадь 0,5 га. Прилегающая территория расчищена от поросли американского клена. Естественно-историческая ценность достопримечательности «Семь источников» заключается в ценном качестве воды, которая кроме вкусовых качеств имеет и лечебные.

Перед Шалыгиним, на правом берегу реки Обести, с 1557 г. располагается монастырь Глинской Рождества Богородици Пустыни. После возобновления его работы (1994 г.), в 1999 году освящен нововыстроенный надбрамный храм во имя иконы Иверской Божьей Матери. 

Глуховский городской краеведческий музей

Музей размещен в помещении бывшего дома дворянского собрания. Это здание построено в 1811 году. Об открытии помещения дворянского собрания было упомянуто в газете «Северная почта» от 16 ноября 1811 года. Глуховские дворяне отметили этот праздник фейерверками и салютом.

Музею в 2002 году исполнилось 100 лет. Основан он в 1902 году, когда Надежда Шугурова по завещанию своего мужа Николая Васильевича Шугурова, который был главой Нежинского окружного суда, после его смерти передала коллекцию раритетов (исторические документы, предметы быта, картины) Глуховскому Земству. А уже Земство вынесло постановление об открытии в городе музея, в основу экспозиции которого и была положена коллекция Шугуровых.

Музей был размещен в помещении библиотеки и назывался «Собрание местной старины и искусства». До революции экспозиция пополнялась за счет меценатства зажиточных горожан города, после революции, за счет экспроприированных предметов из усадьб глуховских дворян. Но, к сожалению, в 1954 г. музей был закрыт и фактически два вагона экспонатов музейного фонда были вывезены в Сумской краеведческий и Сумской художественный музей. В 1973 г. в городе он снова был открыт, но уже на общих началах и просуществовал не долго. Фактически, вторую жизнь музей получил в 2000 г., когда отреставрированное помещение дворянского собрания было передано музею.

На базе музея проводятся экскурсии, лектории, беседы, тематические выставки, научно-практические конференции, презентации книг, разноплановые мероприятия при участии камерного народного хора духовной музыки "Светлая Анастасия" с исполнением произведений Г. Березовского и Д. Бортнянского.

Несколько лет тому назад начата новая традиция: торжественный обряд бракосочетания в центральном зале краеведческого музея.

г. Глухов, ул. Терещенко, 42, тел. +38 (05444) 2-27-94. Работает: 9:00-16:00

Археологический музей

Музей археологии при Государственном историко-архитектурном заповеднике в г. Глухове открыт в 2008 г. в отреставрированном усадебном доме Кочубеев. В экспозиции представлена керамика, орудия труда, посуда, фрагменты одежды, образцы строительных материалов, найденные в Глухове и окрестностях. Проходят временные выставки. Сотрудники организуют экскурсии по городу.

г. Глухов, ул. Шевченко, 30, тел. +38 (05444) 2-35-57

Водонапорная башня

Уникальная башня (кстати, единственная в своем роде в Украине) стоит на месте, где в XVIII веке находились Путивльские ворота Глуховской крепости.

Впечатление усиливается умело выбранным местом: башня находится между главными вертикалями древнего Глухова – Николаевской и Треханастасьевской церквями. Водонапорная башня органически дополнила их и стала настоящей доминантой города.

Построен монумент городской инфраструктуры в 1927-1929 годах. Автором проекта был харьковский архитектор Иосиф Лазарев. Возведением водонапорной башни занималась «Артель Глуховских рабочих». После введения объекта в строй, город был обеспечен системой водоснабжения и городским водопроводом. Высота строения составляет 41 метр. Лестница, ведущая на смотровую площадку, состоит из 186 ступеней. Объемный бак вмещает 120 тонн воды.

Круглый несущий ствол башни конусообразный с легкой лекальной кривизной, придающей инженерному сооружению художественный образ. Переход от несущего ствола к расширенной цилиндрической верхней части башни выполнен мягко, с плавным изгибом. Расширенная верхняя часть расчленена по периметру квадратными оконными проемами с выпуклыми наличниками, а по высоте – двумя широкими плоскими «обручами». Цилиндрический объем завершается карнизом с крупными членениями. Конусная крыша башни переходит в остроконечную причудливую башенку, несущую два яруса горизонтальных зонтиков, образованных большими свесами кровли.

И особенно сегодня, после реставрации в 2003-2004 годах, ее силуэт стал неизменной эмблемой города, популярным экскурсионным объектом. Главная ее изюминка – внутренняя винтовая лестница и великолепный вид на город и его живописные окрестности.

г. Глухов, ул. Терещенко

Триумфальная арка

Каменное сооружение расположено на западном крае исторического средместия над заводью р. Есмань и является архитектурным акцентом в застройке. Запирает с запада перспективу главной городской улицы – Києво-московской (Мостовой, Старой). Играет важную композиционную роль в панораме исторического средместия, что раскрывается от р. Есмань. Врата стоят посреди частично сохраненного западного фронта укреплений городской крепости и предоставляет историко-градостроительной осмысленности формам рельефа, которые именно благодаря наличию этой достопримечательности воспринимаются остатками старой фортификации. Через арку врат осуществляется связь между левобережной и правобережной частями Глухова.

Киевские крепостные врата в течение XVII–XVIII ст. были важным элементом фортификационной системы Глухова, защищая главный въезд к городу с запада, из Киевского пути. В начале XVIII ст. здесь была деревянная надбрамная башня, потом – просто деревянные врата в земляном валу. В последний раз ее реконструировал после пожара в 1748 г. минер Ефим Наумов, который в 1749 г. построил по проекту Даниила Дебоскета деревянные врата с кордегардиями и мостом через ров.

Каменные крепостные врата с кордегардиями построены в 1766-1769 гг. под общим присмотром архитектора Андрея Квасова на месте одноименных деревянных врат. Одновременно на восточном въезде к крепости построили каменные Московские врата в таких самих архитектурных формах (не сохранилась). В 1804 г. земляные валы крепости были снесены и по проекту черниговского губернского архитектора Антона Карташевского вместо старых кордегардий пристроены с обеих сторон арки-проходы для пешеходов и большие прямоугольные в плане кордегардии. Появление боковых пристроек было предопределено не только функциональными потребностями, но и конструктивными: они должны были погасить распор коробового свода главной арки, прогонкой 7,5 м. Достопримечательность испытала разрушения в течение 1941-1943 гг., отреставрированная в 1957-1959 гг. и в 1992 г. В литературе относительно этой достопримечательности достаточно распространенными являются порочные датирования (в 1744 г.) и наименования (Московские, Триумфальные врата).

Прямоугольный в плане объем имеет висевую симметричную тридольную композицию и фасадный принцип решения архитектурной формы. Главные фасады – западный и восточный – равноценные и решенные похожими архитектурными формами. Арочный проезд фланковано спаренными колоннами римодоричного ордера на высоких пьедесталах. Колонны несут полный розкрепованный антаблемент с фризом, который имеет рельефный триглиф и гладкие и блестящий метопы. Венчает композицию треугольный фронтон с круглым окном в тимпане. Фронтоны на западном и восточном фасадах розкрепованы, на их углах сохранились пьедесталы, предназначенные для скульптур. Объемы кордегардий значительно ниже, чем центральный объем, их стены членят рустуемыми пилястрами, окна окаймлены листвою. Общее стилистическое решение – в формах, переходных от барокко к раннему классицизму.

Стены кирпичные, своды цилиндровые, перекрытия кордегардий плоские по деревянным балкам, крыши щипцовые по деревянным стропилам, укрытые кровельной сталью.

Киевские врата являются редким образцом оборонного зодчества XVIII ст., что уцелел доныне. Как достопримечательность архитектуры национального значения имеет охранительный № 630.

г. Глухов, ул. Киево-Московская, 1

Треханастасиевская церковь

Значительный интерес представляет Анастасиевский собор, построенный в 1893 г. по проекту академика архитектуры А.Гуна и архитектора В.Ганье каменных дел мастером К.Семендяевым.

Каменная пятиэтажная церковь стоит в историческом средместии, на территории Государственного историко-культурного заповедника, занимая островное положение посреди квартала, выходя восточным фасадом на пл. Рудченко. Массивный объем храма сыграл важную роль в завершении формирования ансамбля градостроительных доминант исторического средмнстия Глухова. После уничтожения в 1962 г. главного в городе Троицкого собора Трех-Анастасиевская церковь осталась самой массивной архитектурной доминантой средместия, хорошо визуально воспринимается как во внутригородских пространствах, с улиц и площадей, так и во внешних панорамах, с заводи р. Есмань.

Впервые Трех-Анастасиевская каменная церковь была построена в юго-восточном углу общегородской крепости на месте погоревшей деревянной Воскресенской церкви в 1717 г. средством гетьманши Анастасии Марковны Скоропадской по образцу Иллинской церкви – усыпальницы Богдана Хмельницкого в Суботови. Тридольный, безбанный, зального типа храм с граненой апсидой и колокольней над западным притвором стал домовым при гетманской резиденции, которая с 1710 г. расположилась в этом квартале.

Церковь пострадала от пожаров 1748 и 1784 гг. После последнего отстроенная аж в 1816 г. и приобрела класицистические черты: над навою появились декоративная сферическая баня без подбанника, пристроены колонные портики, новую двухъярусную колокольню над юго-западным углом. В целом, здание было небольшим и не играло заметной композиционной роли в застройке средмистия.   В первой трети XIX ст. парафию Трех-Анастасиевской церкви, как самую бедную в городе, присоединили к Троицкому собору, а церковь фактически закрыли. В 1846 г. глуховский купец Артем Яковлевич Терещенко внес на содержание храма 4 тысячи рублей и служба в нем возобновилась, а доброчинца избрали церковным старостой. Средством А.Я.Терещенка в 1861 г. на втором ярусе храма устроен дополнительный алтарь Воскресенья Христово, а в 1872 г. пристроен боковой алтарь св. мученика Артемийа. 
   В 1884 г. черниговское губернское правление утвердило проект новой Трех-Анастасиевской церкви, автором которого был известен академик архитектуры из Санкт-Петербурга Андрей Леонтиевич Гунн (1841-1920). Новая церковь строилась с 1885 г. рядом со старой средством глуховских промышленников братьев Николая и Федора Терещенкив. Николай Артемович подарил под храм большой участок собственной земли, а Федор Артемович в 1889 г. пожертвовал 60 тысяч рублей золотом. Благодаря хлопотам меценатов церковь построена достаточно быстро и освящена в 1893 г. Общая стоимость строительства составила 387 221 рубль и 33 копейки. А 21 мая 1894 года братья Терещенки обратились к Святейшему Синоду с просьбой позволить снести старую гетманскую церковь «как оставшуюся вследствие своей ветхости без всякого употребления».

Чтобы определить последующую судьбу исторического здания из Киева отправили профессоров Киевской духовной академии, известных историков Петра Лашкарева и Николая Ивановича Петрова. Они пришли к выводу, что «предназначенная к упразднению старая Трех-Анастасиевская церковь со стороны зодчества не представляет собой ничего особенно замечательного, и кроме сохранившихся известий о первоначальной постройке этой церкви женою гетмана Скоропадского Анастасиею, со зданием этой церкви соединяются только воспоминания об опустошительных пожарах в Глухове». Аналогичные выводы дала Императорская археологическая комиссия. Конечно, из теперешних позиций такие выводы кажутся некорректными, но в те времена критерии оценивания достопримечательностей были другими, чем теперь. Поэтому 2 января в 1895 г. вышел соответствующий указ Святейшего Синода. Старую церковь разобрали в течение 1895-1897 гг. и потом на ее месте долго стояла каплица, построенная средством братьев Терещенкив в эклектических архитектурных формах, близких к украинскому модерну, аж пока коммунисты где-то в 1950-х гг. не развалили и ее. 
   В течение 1941-1943 гг. в результате боевых действий центральная баня храма была разрушена, ее отстроили по войне в немного измененных формах – высоту подбанника несколько уменьшили, а первобытный эллипсоидный купол заменили сплющенным сферическим. Достопримечательность используется за прямым назначением. В 1983 г. ее ремонтировали. До ремонта центральную баню венчал первобытный «расцветший крест», выполненный за чертежами автора храма А.Л.Гуна для одного из боковых верхов. В 1983 г. все кресты заменили новыми, что за формой не отвечают православным – это католические так называемые кардинальские кресты.

Трех-Анастасиевская церковь решена в архитектурных формах неовизантийского стиля, что кое-что напоминают формы Владимирского собора в Киеве. Она кубическая, пятиэтажная, тринавовая, чотирестолпная, крестовокупольная, с тремя гранеными внешне и цилиндровыми внутри апсидами. Под всей церковью есть невысокий нижний этаж, перекрытый системой крестовых сводов. Здесь содержался небольшой теплый храм, а также технические устройства парового отопления всего здания. Здесь же были предусмотрены места для захоронений основателей и членов их семьи.

Крипта под теплой церковью является местом захоронения ведущих членов семьи Терещенкив: Артем Яковлевич, похороненный в 1877 г., а также его жена Ефросиния Григорьевна (врожденная Стеслявская); Федор Артемович похоронен 1894 г.; Николай Артемович похоронен в 1903 г. При советской власти склеп захоронения был ограблен, а могильные плиты – разбитые. В настоящее время захоронения упорядочены и заново освящены.

Внешне наличие нижнего этажа обнаружено высоким развитым цоколем с прямоугольными окнами, через какие восточные участки были обеспечены дневным светом. Разпланировачно-пространственная структура верхнего храма достаточно традиционна: четыре пилона с помощью полуциркульных подупругих арок, плоских пандативов и небольших переходных элементов в виде горизонтальных треугольников несут массивный 12-оконный световой подбанник, завершенный сферической баней.

Рамена пространственного креста перекрыты цилиндровыми сводами, помещение в межраменах – крестовыми. Над ними поставлены сквозные арочные восьмерики, увенчанные куполами. Они выполняют функции колоколен и вместе с центральной баней создают впечатление пятибанного храма. Нетрадиционным моментом в разпланировачно-пространственной структуре здания является наличие обхода (деамбулатория) вокруг средней апсиды, а также изолированность от основного пространства храмного интерьера северо-западного и юго-западной участков, что создает крещатоцентричное внутреннее пространство. В первой из этих изолированных участков содержится лестница на колокольню, во второй – хрещальня. С обеих сторон средней апсиды есть крученная лестница, которая ведет на две восточных колокольни.

В решении фасадов доминируют вертикальные членения – лопатки, узкие вытянутые окна, полколонки, вертикальных профилируемых групп. Три входа акцентированы тамбурами-крыльцами с романо-византийскими перспективными порталами и треугольными щипцами. Главный пространственный крест обнаружен на всех фасадах пологими закомарами, что венчают средние прясла стен, а также арочными окнами, сгруппированными в виде трифориев. В боковых пряслах окна меньших размеров, скомпонованные в виде бифориев. Окна разделяют вертикальные импосты в виде изысканных романо-византийских полуколонок с кубическими резными капителями.

Церковь отмечается пышностью, изысканностью и доброй сохранностью интерьерного декора. М.А.Терещенко, желая украсить интерьер рисунками, сначала обратился к знаменитому российскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который разрисовывал Владимирский собор в Киеве, однако тот отказался. Поэтому декоративные и сюжетные рисунки в интерьере выполненные в 1892-1893 гг. за личным участием и под руководством художников Владимирского собора братьев Александра Александровича и Павла Александровича Сведомских. Вместе с ними храм разрисовывали Василий Верещагин и Федор Журавлев. Программа рисований была заложена в архитектурном проекте А.Л.Гуна: растительные орнаменты неовизантийской стилистики в подбаннике, на подупругих арках и пилонах; звездное небо в бане, конхах, на цилиндровых сводах главного пространственного креста; на пандативах – Евангелисты в круглых медальонах; Евхаристия в средней апсиде; на стенах по периметру храма – изображение в полный рост фигур мучеников и святых. А.Л.Гун запроектировал также низкую предалтарную перегородку в византийских формах, с очень пышным орнаментом и восьмигранной синью над царскими вратами. 
   Во время выполнения рисунков их программу несколько изменили. Так в конхе средней апсиды изобразили Богородицу с младенцем Христом в окружении херувимов, в бане – Святую Троицу, на пандативах – Евангелисты, закомпонованные в треугольных плоскостях, а не в медальонах. Орнаменты выполнены с доминированием геометрических мотивов квадрата, круга, креста, меандра. Высокий уровень художественного единства предоставляет интерьеру наличие золотого фона во всех орнаментах, а также в сюжетных и фигурных рисунках (звезды, нимбы, блики и тому подобное). В цветной гамме интерьера доминируют насыщенные темно-синие, зеленые, охровые краски. За стилистикой все эти рисунки тяготеют к рисункам Владимирского собора в Киеве, выполненным в то же время под руководством В.М.Васнецова и А.В.Прахова. Рисунки в бане датируется 1950 гг.

Предалтарная перегородка из серого полируемого мрамора выполнен по проекту киевского иконописца Александра Ивановича Муравей, семейно связанного с Глуховом. Она выше и большая за масштабом чем и, которую запроектировал А.Л.Гун, с более скромным декором и трехлопастным завершением каждого прясла. Здесь есть только ряд намесных икон. В интерьере сохранились также мраморные и деревянные резные киоты. На восточной подупругой арке на длинной цепи подвешен трехъярусное бронзовое паникадило тонкой художественной работы.

Здание сведено из местного кирпича на известково-песчаном растворе. Фундаменты кирпичные, углубляющие на 4 м от дневной поверхности. Стены побелены, внешне имеют светло-серый окрас. Входные двери деревянные, резные. Полы из квадратных плит серого мрамора.

В хранилище собора найдены редкие книги: "Евангелие учительное", 1606 г. издания, с тремя копиями гравюр А. Дюрера и "Апостол" (1695 г.) с 50 иллюстрациями украинского художника-гравера XVII в. Ильи. Значительную ценность представляют обнаруженные здесь же "Книгопролог" (1763 г.), "Сборник разных поучений" (1816 г.) и другие.

Трех-Анастасиевская церковь является выдающейся комплексной достопримечательностью архитектуры и монументального искусства времени историзма, местом захоронения выдающихся исторических деятелей семьи Терещенкив. С 1979 г. является достопримечательностью архитектуры (в настоящее время – национального значения) под охранным № 1537.

г. Глухов, ул. Спасская, 2

Вознесенская церковь

Здание Вознесенской (кладбищенской) церкви, построенное в 1767 г., знаменует утверждение художественных принципов классицизма. Здание прямоугольное в плане, увенчано полусферическим куполом с главкой на цилиндрическом барабане. С западной стороны над основным объемом возвышается двухъярусная колокольня, завершенная куполом со шпилем. Вход в церковь организован через колокольню, оформлен четырехколонным портиком. Декор состоит из прямых многопрофильных карнизов, пилястр, наличников.

Нынешний облик храма сложился в результате нескольких перестроек типичного украинского храма трехчастной структуры. Формы здания утяжелены, выглядят приземисто, а внутреннее убранство мало соответствует его масштабу. На Украине сохранилась одна подобная церковь – в селе Суличевка Черниговской области (XVII-XVIII вв.).

В хранилище Вознесенской церкви было найдено собрание нотных произведений Д. Бортнянского под редакцией П.И. Чайковского и три фрагмента произведений М. Березовского в рукописных нотных сборниках. 

Спасо-Преображенская церковь

-

Каменная однобанная церковь расположена в историческом средместии на площади Рудченко неподалеку от Трех-Анастасиевской церкви. Силуэт Спасо-Преображенского храма попадает на пересечении улиц Путивльской и Шевченко, который увеличивает его композиционно видовое влияние. Следовательно, храм является одной из главных архитектурных доминант Глухова.

Деревянная Спасо-Преображенская церковь, которая стояла за пределами общегородских укреплений и поэтому называлась «Заградской», известна с конца XVII ст. Она была тридольной, трьохверхой. Между ней и главным крепостным валом лежала незастроенная эспланада. Каменную церковь вместо деревянной, что сгорела во время пожара в 1748 г., завершили строить в 1765 г. средством атамана Генеральной армати Григория Кологривого под надзором главного архитектора Глухова А.В.Квасова. Образцом правили Трехсвятительская церковь в с. Лемехах и Вознесенская церковь в Карпе (обе на Черниговщине). В начале XIX ст. в северо-западном углу церковного двора построили каменную многоярусную колокольню в стиле классицизма (разрушенная в 1930 г.). В 1855 г. архитектор А.Ассинг разработал проект пристройки с запада теплой церкви. Пристройка осуществлена в 1867 г. При этом была разобрана западная экседра первобытного объема церкви.

В советские времена церковь была закрыта. В 1970-х гг. власть намеревалась снести ее. Проект реставрации разработал в 1982 г. институт Укрпроектреставрация. Первый этап реставрационных работ был завершен 1992 г., второй, – в 2004 г. С 1989 г. церковь возвращена религиозному обществу.

До перестройки в 1867 г. сооружение было строго центричным, симметричным относительно двух взаимно перпендикулярных висей, с пирамидальным характером композиции. Принадлежит к типу баштоподобных тетраконхов квадрифоллиевого плана с хорошо обнаруженной в объемах центральной четверней. Четверня крещатая, с очень короткими раменами, к которым за сторонами мира прилегают вдвое низшие за рамена экседры, перекрытые конхами. Центральная четверня с помощью подпружних арок и треугольных пандативов несет массивный световой восьмерик из восьмилотковим сомкнутым сводом банястого характера. Интерьер храма построен по принципу высотного развития центрического внутреннего пространства. Все арки взыскал парами железных затягов. Фасадный декор достаточно сдержан: углы четверни фиксируют широкие пилястры; каждое рамено венчается декоративным треугольным щипцом с круглым окном-розеткой в тимпане. Стены венчает развитый антаблемент, который включает розкрепованный карниз. Наиболее тонко декорирован подбанник с хрупкими оконными наличниками и карнизными группами. Дверные и оконные отверстия имеют трицентровые перемычки и простые наличники. 
-   Пристроена с запада теплая церковь нарушает первобытную симметрию и центричность храма. Она прямоугольна в плане, удлиненная, с входным тамбуром. Стены членят в метрическую шеренгу большие арочные окна, окаймленные профилируемой листвою, и венчает развитый карниз. Фасад чела венчает треугольный фронтон с маковкой, а тамбур – лучковый фронтон. Теплая церковь имеет плоский потолок из железобетонных плит по стальным прогонкам.

Церковь каменная из местного кирпича на известково-песчаном растворе, побелена. Фасады имеют двухцветное окрашивание: желтый фон с белыми деталями. Интерьер побелен. В пандативах частично сохранились масляные изображения висно было коридорным, с двусторонним размещением камер. Входы были устроены из причнлковых южного и северного фасадов. Лестничные клетки устроены в центральной части корпуса. Отопление первобытно было печным. Кирпичные стены были побелены. Перекрытия плоские, по деревянным балкам. Вальмовая крыша по деревянным стропилам была укрыта кровельной сталью.

Удлиненный, прямоугольный в плане флигель выходит на проулок Спартака глухим фасадом, средняя часть которого выделена креповкой, по центру которой – арка врат (в настоящее время замурованная). Дворовой фасад членят большие прямоугольные окна без облямувань. Они чередуются с плоскими прямоугольными нишами. Розпланування линейное, многокамерное. Перекрытие по деревянным балкам, щипцовая крыша по деревянным стропилам укрыта шифером.

Обе сооружения отмечаются лапидарностью и строгостью архитектурного образа, который отвечает их функциональному назначению. Архитектурный комплекс Тюремного замка (повитового острога) в Глухове составляет значительную историко-архитектурную ценность как типологически уникальный объект. Он обнаружен и в 1998 г. поставлен на государственный учет как достопримечательность архитектуры местного значения с охранительным № 345-См.

г. Глухов, ул. Спасская, 4

Церковь св. Николая

Каменная, тридольная, двухэтажная церковь с колокольней стоит в историческом средместии посреди центральной площади Соборной, занимая островное положение в его структуре. Играет композиционную роль главной градостроительной доминанты Глухова. В современной градостроительной структуре храм отмечает место прежней Советской площади. Здесь, предзакатным и южным фасадами Николаевской церкви, происходили казацкие советы, на которых избирали гетманов Украины: в 1708 г. – Ивана Скоропадского, в 1727 г. – Даниила Апостола, в 1750 г. – Кирилла Розумовского. В этой же церкви в 1708 г. под давлением российского царя Петра І была провозглашена церковная анафема гетману Ивану Мазепе.

Каменная Николаевская церковь построена на месте одноименной деревянной, известной по документам с 1683 г. Вероятно, деревянная церковь сгорела во время пожара глуховской крепости в 1685 г. Контракт на строительство каменного храма заключили 8 февраля в 1693 г. мастер Матвей Ефимов и заказчик Василий Федорович Ялоцкий, который в течение 1678-1696 гг. занимал должность глуховского сотника. В контракте было указано, что образцом для Николаевской церкви должна быть Михайловская церковь в Глухове, построенная тем самым мастером М.Єфимовим в 1692 г. (Михайловская церковь не сохранилась, была разрушена после пожара в 1784 г.). Заказчик обусловил в контракте все – от общей композиции здания до мельчайших архитектурных подробностей. В частности, В.Ялоцкий потребовал, чтобы алтарь «квадрувався к копули». М.Єфимов был одновременно и архитектором-автором проекта, и подрядчиком-исполнителем работ. Он строил церковь со своих кирпича, известки и железа, со своей дворней (помощниками). Строительные материалы он доставлял своим средством. За все это город ему платил 600 карбованцев «копейками» и 500 карбованцев «чехами», а также обеспечивал артель мастеров пищей на весь период работы – пять пудов сала, пять пудов соли и тому подобное.

Николаевскую церковь завершили строить и освятили в 1695 г. Первобытно она была тридольной, трехэтажной, с двухзаловым центральным верхом. Верх над алтарем и бабинец были глухими, декоративными. В течение всего XVIII ст. Николаевская церковь была, фактически, главным храмом города, поскольку Троицкий собор, который содержался рядом, в начале века был ветхим, деревянным, а с 1720 г. начали строить новый каменный собор, завершенный аж в 1806 г.

Вблизи Николаевской церкви, на церковном кладбище, прятали выдающихся глуховцев. Да, в 1760 г. здесь был похоронен генеральный хорунжий Николай Даниловач Ханенко (1691-1760), автор знаменитых «Диариуша» и «Дневника». Его могила была разрушена в 1930-х гг. и возобновлена в 1993 г.

В течение первой половины XVIII ст. Николаевскую церковь обстроили многочисленными притворами, ризницами, тамбурами, о чем свидетельствует ее изображение на плане Глухова в 1746 г. С тех времен сохранилась ризница, пристроенная к алтарю с южной стороны. До нашего времени сохранились и южный и северный притворы, пристроенные во время капитального ремонта церкви в 1811 г., когда ее крыши и бани были покрыты «белым железом». В 1871 г. по проекту местного архитектора А.Гросса к бабинцу с запада пристроили притвор, увенчанный высокой колокольней с ярусным верхом. При этом разобрали верх над бабинцом. 
    Иконостас Николаевской церкви вместо первобытного, что сгорел в пожаре в 1748 г., был создан в середине XVIII ст. Он был компактным, пятиярусным, нешироким, занимая ширину центрального компартимента церкви. Выполненный в переходных ренесансно-бароковых формах с пышной позолоченной резьбой полуколонок, карнизов, иконных рам и плоскостей между иконами. Мотивы резьбы – виноградная лоза с листьями, гроздьями и разнообразными цветами. В очертаниях царских врат, арки над ними повторяется традиционная для украинского иконостаса этих времен трехлопастная кривая. В целом композиция иконостаса является очень тектонической, с явным подчинением резьбы общей архитектурной композиции с ее четким членением гранеными полуколонами, пилястрами и антаблементами. Иконы были выполнены во второй половине XVIII ст. в характерной для того времени стилистике. В 1864 г. несколько новых икон для этого иконостаса написал итальянский художник П.Нерушелли (Неруш), который в те времена (в течение 1864-1879 гг.) жил и работал в Глухове.

В 1930 г. Николаевская церковь была закрыта, преобразована на зернохранилище, а иконостас уничтожен. Рисунки в интерьере не сохранились. В 1976 г. институт Укрпроектреставрация разработал проект реставрации церкви. Реставрационные работы в основном завершены в 1992 г. Храм вернули религиозному обществу в 1991 г.

В размещении храма применен любимый в Украине принцип локализации важнейших общественных зданий таким образом, чтобы их можно было бы свободно осматривать со всех сторон. Этим предопределены основные особенности объемно пространственной композиции здания: равноценность всех фасадов, высотный принцип построения композиции, ярусность, скульптурная выразительность объемов. Учитывая это, здание воспринимается как храм-памятник.

Основные компартименты сгруппированы вдоль вехи восток-запад: алтарь пятистенный, размерами 6х 6,6 м; центральный объем (нава) – восьмигранный, размерами 10,4х8,75 м; бабинец (6x6 м) и два участка западного притвора прямоугольные в плане. Композиционная структура здания воспроизводит традиционный для народной деревянной архитектуры тип тризрубного храма, центральный сруб которого решен в виде баштоподобного объема, открытого на всю высоту, к зениту верха. В образе здания преобладают вертикальные параметры: высота центрального верха от пола к зениту – 30 м. Николаевской церкви свойственны изысканные пропорции, совершенство форм, стройный силуэт, симметричная уравновешенность которого кое-где нарушена в результате пристройки колокольни. Вертикализм архитектурных форм подчеркивают широкие краеугольные лопатки, перехваченные полосами поребрика, и тонкие полуколонки на ребрах центрального светового восьмерика. Декор достаточно строг: окна, расположенные в два яруса, окаймленного упрощенными наличниками с фигурными разорванными сандриками; стены завершает багатообломный, едва розкрепованный карниз с полосой поребрика. Верх церкви очень изысканый и в то же время монументальный. По вертикали переход от нижнего объема к более узкому верхнему осуществлен с помощью пластично выгнутых крыш на каждом заломе. Верх увенчан глухими фонарями с бароковыми грушевидными маковками.

Западный притвор с колокольней решен в архитектурных формах, которые имитируют формы первобытных частей храма. Это – достаточно удачный образец стилизации, целиком органический в контексте архитектурной идеологии историзма. Первый ярус колокольни – четверня с двумя ярусами окон, оформленных наличниками с фигурными сандриками. Краеугольные лопатки повторяют оригинальные лопатки основного объема церкви. Второй ярус – четверня со срезанными углами и высокими арочными отверстиями звонов за сторонами мира. Ребра граней акцентируют тоненькие стилизованные полуколонки, что повторяют аналогичные элементы центрального подбанника. Венчание колокольни имитирует традиционный украинский тризаломный церковный верх.

Северный и южный притворы низкие, прямоугольны в плане, с шестиколонными пристенными портиками тосканского ордера (колонны трехчетвертные), увенчанными треугольными фронтонами. Ризница с южной стороны алтаря имеет стремительную односкатную крышу. Эти пристройки целиком органические и композиционно согласованные с основным объемом, подчеркивая его большой масштаб.

Церковь каменная из местного кирпича на известково-песчаном растворе, побеленная. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью.

Николаевская церковь является самым древним зданием Глухова. Это уникальный образец тридольного храма, одно из самых ярких архитектурных произведений стиля украинского возрождения конца XVII ст. К тому же это – единственный из многочисленных храмов, построенных выдающимся зодчим Матвеем Ефимовым, который сохранился до наших дней. С 1963 г. Николаевская церковь является достопримечательностью архитектуры (в настоящее время – национального значения) с охранительным № 629.

Пл. Соборная, 1

Центральный парк

Центральный парк Глухова – небольшая парковая зона в самом центре города. На Соборной площади рядом с парком стоял усадебный дом, в котором до 1758 г. жил известный украинский композитор, основоположник духовного хорового пения Д. Бортнянский. В 2002 г. на месте усадьбы Бортнянского установлен памятный знак с барельефным изображением композитора, отлитым из бронзы. В парке напротив площади находится памятник Бортнянскому. Рядом с ним установлен памятник композитору М. Березовскому, который также родился в Глухове

Адрес: г. Глухов, пл. Рудченко

Памятник партизанам Глуховщины

На Глуховщине с сентября 1941 по февраля 1942 действовал партизанский отряд под командованием П.Л.Кульбаки, с февраля 1942 – партизанские соединения под командованием С.А.Колпака и др. известных руководителей партизанского движения. Партизаны Глуховщины приняли участие в рейдах по территории Беларуси, Правобережной Украине, Карпат (где понесли большие потери), Польши. В январе 1943 г. для замены партизанов, которые отправились в рейд, был создан второй партизанский отряд под командованием И.С.Чайки, а после его гибели В.И.Чубуна. Только бойцами этого отряда было уничтожено более 500 оккупантов, подорвано 14 железнодорожных мостов, пущено под откос несколько эшелонов с гитлеровцами, подорвано несколько десятков автомашин с грузом и живой силой врага. Многие партизаны отдали жизнь за Родину и умерли от ран в послевоенные годы.

В 1973 г. в честь партизанов, установлен монумент «Партизанам Глуховщины». Посреди круглой насыпи (0,8 м), на трехгранном бетонном пилоне (4,5 м) установлена железобетонная скульптура партизана (3,0 м). На стороне чела пилона – надпись.

В конце ул. Терещенкив, возле Скоропадского озера

Памятник Циганку В.О.

Василий Омельянович Цыганок родился 1892 в с. Студенок Глуховского уезда в крестьянской семье. В этом же селе закончил парафиальную школу. С 1913 г. служил в Балтийском флоте. В октябре 1917 активно участвовал во взятии Зимнего дворца. В ночь с декабря (13 января) 1917-на 1 (14) января 1918 крестьянские отряды под общим руководством В.О.Циганка и Московский красногвардейский отряд особенного назначения под руководством А.Знаменского начали борьбу за г. Глухов. После боя с верными Центральному Совету подразделами, в частности "куренем смерти", в 7 часов утра большевики во главе крестьянских отрядов захватили г. Глухов. С (16) января 1918 уполномоченные от местечек и сел Глуховского уезда председателем ревкому избрали В.О.Цыганка. По решению второго повитового съезда Советов в январе 1918 его было назначено командиром красногвардейских отрядов.

О.Циганок погиб от случайного взрыва гранаты 1 февраля 1918 г. Взрывающуюся гранату он успел выбросить в окно, но 5 осколками ему были нанесено много ранений и через несколько дней он умер в военном госпитале. Похоронен в братской могиле, участников гражданской войны в с. Студенок.

В 1972 в память о командире красногвардейских отрядов был открыт памятник, который являет собой бюст из серого гранита (1,0 м), установлен на постаменте (2,1 м) в виде гранитной брылы, из которой вырастает чотирьохгранний пьедестал. На стороне чела постамента – надпись.

Циганок В.О. изображен без головного убора, в матроске и тельняшке, которая виднеется на груди в вырезе воротника. В энергичном повороте пьедестала, который нарушает фронтальность композиции, в выражении лица ясно читается целенаправленность, готовность к борьбе. Изолированность от окружающей застройки и деревья вокруг помогают визуальному и эмоциональному восприятию памятника. Автор памятника – скульптор И.С.Горовой.

Пл. Рудченко. Содержится на бульваре, посреди пл. Рудченко. Челом обратный к ул. Києво-московской. 

Достопримечательность трудовой и производственной деятельности – Автомобиль «ГАЗ-ММ»

К первым автомобилям, которые выпускались Горьковским автомобильным заводом в 1936, относится автомобиль ГАЗ-ММ Автомобиль ГАЗ-MM был широко известен в годы второй и третьей пятилеток, Второй мировой войны, восстановления народного Хозяйства.

В 1981 – автомобиль ГАЗ-MM был установлен на железобетонном постаменте, облицованным плитами из мраморного дрібку (1>7 м). На стороне чела постамента, – надпись.

Ул. Путивльская, 68. По правую сторону ул. Путивльской, у входа в АТП-15939. 

Достопримечательность трудовой и производственной деятельности – Трактор «ТД-54»

В 1931 в городе была создана МТС – машинно-тракторная станция. МТС стала центром подготовки механизаторов и проведения агротехнических работ в колхозах Глуховского района. В 1950 МТС получила первый трактор ДТ-54. Трактора этого типа сыграли важную роль в развитии сельского хозяйства района в послевоенные годы.

В 1965 г. первый трактор ДТ-54 был установлен на железобетонном постаменте (2,1 м). На постаменте – пластина с надписью.

Ул. Есманский путь, 42. По правую сторону ул. Есманский путь, у входа в административный дом "Райагротехсервис".

Баницкий карьер кварцитов

Камень в с. Баничи издавна добывался кустарным способом.

Как все начиналось? – На северо-востоке Сумщины между реками Есмань и Клевень до 1890 г. было поле. Принадлежало оно баничанину Свириду Старченко. Но однажды на поле образовалась промоина и с земли показался большой камень. Хозяин продал это мацкивцю Николаю Гавриленко. Новый хозяин сразу заметил, что это не простое камней. Он начал выбирать его и продавать жителям для строительства погребов. Позже поделился с братом. Так и образовались две ямы-каменоломни, в которых добывали высококачественный кварцит. Нашелся в с. Баничи еще один хозяин – Семен Старченко, который открыл на своем поле третью яму. Кварцит добывают и по сей день. Сейчас годовая добыча камня составляет 60 тысяч тонн.

В мире есть всего три на столько большие залежи кварцитов – в Бразилии, в России и в с. Баничи.

Когда поднимаешь глаза вверх видишь только огромные пласты камня, над которыми проплывают облака. Кажется, что ты в горах. Здесь проходили также съемки эпизодов фильма «От Путивля до Карпат», в котором эти здоровенные глыбы выполняли одну из главных ролей – горных массивов. Огромные глыбы свисают квадратными пластами и, кажется, что упадут после малейшего дуновения ветра ... Все это – Глуховский карьер кварцитов, находящийся в с. Баничи.

Разработка месторождения началась в 1890 году. К этому времени в северо-восточной части Украины между реками Есмань и Клевень было поле баничанина Свирида Старченко. Со временем на этих просторах образовалась промоина, из которой показался довольно немалый камень. Хозяин в отчаянии продал поле Никодиму Гавриленко. Новый владелец доходных земель начал выбирать и продавать камни жителям окрестных деревень, для строительства. Впоследствии камень начали вывозить в Глухов, Путивль, Шостку. Мощность карьера увеличивалась, была построена шоссейная дорога от железнодорожного вокзала до Батуринской казармы.

В 1926 году карьер начинает функционировать как промышленное предприятие. Из камня, что добывался в Глухове, сделали дорогу от рынка к конеплемзаводу, а также заложен фундамент водонапорной башни. С 1930 года функционирует железнодорожная ветка, по которой поступало оборудование для карьера: узкоколейные рельсы, шахтные вагонетки, материалы для строительства жилья. В целях ускорения заселения людей возводились дома барачного типа. Некоторые сохранились до наших дней. Кстати, построена в то время баня работает и в наши дни. Сначала из камня изготавливали кирпичи. Но истинная ценность кварцитов в том, что из него изготавливают кристаллический кремний. Чистый кремний используется как полупроводник в электронике. 
    Объемы производства за первую половину 2010 года самые высокие за последние 10 лет. За период 2003-2008 гг в среднем за год производилось 58 тыс. т, а за первую половину нынешнего года произведено 37867 т кварцитов, которая является сырьем для предприятий: Новолипецкий металлургический комбинат и ООО «СУАЛ-Кремний-Урал». Также карьер производит кварцит мелкофракционных, который поставляют на строительство. Здесь ждут запуск Запорожского кремние-алюминиевого комбината, что станет значительным толчком в развитии карьеру.

Карьер занимает очень большие площади сельскохозяйственных территорий, поэтому рекультивация является очень актуальным явлением. Места, где проводились разработки месторождений сначала выравнивают, засыпают песком, сверху плодородный слой почвы, а затем насаживают лес. На сегодняшний день такой лес занимает около 10 га. Последний раз рекультивационные работы проводились в 2008 году. Это связано с вынужденной остановкой производства в 2009 году.

Хранительницей и символом карьера является груша, от которой и началась разработка месторождения. Уже более века она возвышается над главным входом и, кажется, сколько будет существовать карьер, столько груша и будет его оберегать.

с. Баничи

Петропавловский монастырь

Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека.

Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей карп) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колииївщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом.

В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

Весь ансамбль монастырских сооружений, который отмечался прекрасной связью с ландшафтом, был распланирован компактно: в центре небольшого двора на повышении стоял тридольный трехэтажный каменный Петропавловский собор, к северу от него – трапезная. Северная сторона монастырского двора запирает надбрамная Михайловская церковь-колокольня.

Петропавловский собор, который не сохранился, был тридольный, трехэтажный, имел восьмигранную наву, пятистенный алтарь и прямоугольный в плане бабинец. По структуре и архитектурным формам этот собор очень подобен до двух глуховских храмов М.Єфимова: Михайловской и Николаевской церквей (последняя сохранилась). Благодаря большим окнам, расположенным в два яруса, интерьер был щедро освещен. Внешний декор выдержанно в формах, присущих российской архитектуре конца XVII ст.: применены краеугольные щепотки полуколонок, наличники с разорванными сандриками, восьмиугольные окна. Фасады были полихромными: полет стены красное, детали – белые.

Монастырь был закрыт в конце 1920-х гг. С 1934 г. в нем разместили Шалыгинский дом инвалидов. Собор уничтожен в 1930 г. Михайловская надбрамная церковь-колокольня была частично разрушена в течение 1956 г.: в мае того года по инициативе руководства Шалыгинского дома инвалидов разобрали бани и начали разбирать стены второго яруса. Об этом местный обитатель В.Борзаковский написал в Киев. Это остановило разрушение, следовательно от сооружения уцелел лишь первый ярус, который в настоящее время используется в качестве врата. В 1957 г. монастырский ансамбль исследовал М.Цапенко.

Со времен советской власти здесь содержится психиатрический интернат, который не только разрушил давние архитектурные достопримечательности и запустил уцелевшие, но и построил на территории разные сооружения утилитарного назначения, в частности общежития, которые обезобразили первобытную архитектурно планировочную композицию ансамбля.

Все сохранены доныне монастырские здания каменные из кирпича на известково-песчаном растворе, побеленные, имеют вальмовые крыши по деревянным стропилам, укрытые кровельной сталью и шифером. 
   Каменная тридольная надбрамная Михайловская церковь была построена в 1712 г. в северном прясле монастырской стены. Первобытно была двухэтажной. Посередине был арочный проезд. Бабинец и нава – прямоугольные в плане, алтарь – пятистенный. В начале XIX ст. верх сверх бабинца церковь разобрали, пристроив к нему с запада массивную двухъярусную колокольню, а бабинец укрыли двускатной крышей. Нава и алтарь имели двухъярусные верхи. Пристроенная колокольня принадлежала к типу «четверня на четверне» и тоже была увенчана глухим двухъярусным верхом. Грани верхнего яруса были прорезаны арочными отверстиями звона. Наибольший звон весил 360 пудов (5,7 тонны). Нарежники были акцентированы щепотками полуколонн.

В настоящий момент от сооружения сохранился первый ярус с обезображенным фасадным декором, накрытый невысокой двускатной крышей.

Теплую трапезную церковь Успения Богородицы поставили к северу от собора. Она принадлежит к типу безбанных храмов зального типа с граненым алтарем. С севера до алтаря пристроены массивные контрфорсы с арочным проходом. Под западной частью сооружения есть подвал. Трапезный зал и алтарь перекрыт цилиндровыми сводами с розпалубками. Внешний декор очень характерен для начала XVIII ст.: «ушастые» оконные наличники, профилируемый многообломный карниз большого выноса. В середине XIX ст. к трапезной с юга пристроили корпус с плоским перекрытием и декоративной баней над четырехгранной палаточной крышей. Большие арочные окна украшены наличниками с килевидными архивольтами.

К югу от трапезной расположены два одноэтажных на подвалах корпуса, построенных одновременно, в начале XVIII ст. С юго-востока на склоне стоит корпус келий двухсекционной системы распланировки, с четырехкамерными секциями. Каждая келья имела собственную печь. Своим главным западным фасадом корпус келий обращен к собору. Этот фасад одноэтажен. Зато восточный фасад – двухэтажный за счет падения рельефа. Фасады решены сугубо функционально, без декора.

А в юго-западном углу монастырского двора сохранились покои архимандрита. Это уникальная достопримечательность гражданской архитектуры времен Мазепы. Г-образного плана одноэтажный с четырехкамерным подвалом каменный корпус имеет сложную многокамерную систему распланировки. Он неоднократно перестраивался, о чем свидетельствует как распланировка, так и следы сбитого декора на фасадах. Все помещения перекрыты разными типами сводов: цилиндровым, крестовым, крестовым с розпалубками, сомкнутым с розпалубками, а также плоскими потолками. Впечатление таково, что мастер, сооружая этот дом, демонстрировал заказчику свои возможности и умения. Фасады решены достаточно скромно: их плоскости членят рустуемые лопатки и завершает розкрепованный карниз значительного выноса с мелкими зубчиками. Большие окна с лучковыми перемычками окаймлены листвою и имели когда-то сандрики.

С запада монастырский двор запирает новый корпус братских келий, построенный в 1895 г. Он прямоуголен в плане, удлиненный с севера на юг, двухэтажный, с подвалом под северной половиной, каменный. Первый этаж имеет многокамерную распланировку в северной части и коридорную двустороннюю – в южной. Второй этаж имеет коридорную систему распланировки с двусторонним расположением помещений. Поскольку этот корпус также стоит на склоне, его северный и западный фасады укреплены массивными контрфорсами. На западном фасаде до 1930-х гг. была широкая деревянная терраса, накрытая односкатной крышей. Фасады решены в стиле позднего провинциального классицизма.

Этот монастырь был одним из самых совершенных архитектурных ансамблей Мазепинского времени – времени расцвета украинского национального архитектурного стиля. По результатам исследований 1980-х гг. удалось включить в Свод достопримечательностей истории и культуры Украины по Сумской области уцелевшие монастырские сооружения. Решением Сумского облисполкома от 21.08.1989 №168 монастырский комплекс включен к государственному списку достопримечательностей архитектуры местного значения под охранным №126-См.

с. Будища

Церковь св. Николая

Каменная одноэтажная церковь с колокольней стоит на локальном повышении в центре села и является его главной архитектурной доминантой. Колокольня поставлена на вехе главной сельской улицы. Церковный двор окружен высокими старыми деревьями, которые немного уменьшают композиционно видовое влияние достопримечательности. Вблизи церкви содержалась усадьба прежних владельцев села Марковичив (не сохранилась).

Церковь была построена в 1743-1757 гг. на заказ и средствами владельца села генерального подскарбия Якова Андреевича Марковича – выдающегося государственного деятеля Гетманщины, писателя и мемуариста. От него происходит черниговская отрасль Марковичив, к которой принадлежат несколько выдающихся лиц, в частности украинские историки XIX ст. Яков и Александр Марковиче.   Перед северным порталом церкви сохранились надгробные мраморные плиты наследников О.М.Марковича – Пармена Андреевича Марковича (умер в 1894 г.) и Уляни Семеновны Маркович, врожденной Трифановской (1840-1901).

Церковь первобытно была тридольной, однобанной, решенной в стилевых формах позднего барокко. Состояла из граненых алтаря и бабинца и квадратной в плане нави, над которой возвышалась граненая световая баня (не сохранилась). В 1813 г. церковь отремонтирована средством тогдашней владелицы села Анастасии Маркович. В 1820-х гг. к церкви с запада пристроили притвор с невысокой двухъярусной колокольней ампирного характера. С юга до алтаря прилегает низенькая прямоугольного плана ризница. В настоящее время церковь венчает глухая сферическая баня на низкой четверне, устроенная вместо утраченной первобытной. Последний ремонт храма завершен в 1998 г.

Нава немного более широкая и высокая алтаря и бабинец, на северном и южном фасадах акцентированная четырьохпилястровыми портиками, каждый из которых имеет упрощенный антаблемент, треугольный фронтон и окно-розетку в тимпане. Стены алтаря и бабинца также расчленены пилястрами. Окна с арочными и лучковыми перемычками размещены в два яруса, их выторачивают характерные «ушастые» наличники с рельефно выделенными замковыми камнями. Венчает стены карниз, розкрепованный на пилястрах. Наву завершает приплюснутая баня с глухим фонарем и маковкой. Колокольня принадлежит к типу «четверня на четверне». В ее верхнем ярусе за сторонами мира прорезано арочные отверстия звонов. Венчает колокольню невысокая сферическая баня.

В интерьере все компартименты соединены полувциркульными арками, которые имеют парные железные затяги. Нава перекрыта глухим сферическим куполом, алтарь и бабинец – полулотковыми сводами, помещение в первом ярусе колокольни – крестовым сводом. Помещение между колокольней и бабинцом имеет плоский потолок по деревянным балкам.

Церковь стоит на кирпичных ленточных фундаментах. Подвала нет. Каменная из местного кирпича на известково-песчаном растворе, побеленная. Фасады окрашены в серый цвет. В интерьере рисунков нет, иконостас историко-художественного интереса не составляет. Полы из досок. Лестница на колокольню каменная. Щипцовые и вальмовые крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью.

Николаевская церковь в Сварково имеет выдающуюся общенациональную историко-архитектурную и историко-мемориальную ценность, поскольку представляет уникальный архитектурный тип храма и связанная с жизнью и деятельностью выдающихся украинцев – семьи Маркевичив.

Следовательно, она должна иметь статус достопримечательности архитектуры и градостроения и достопримечательности истории национального значения. Церковь была включенная к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область»), однако до сих пор не поставленная на государственный учет и не внесенная в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей Украины.

с. Сварково 

Памятник Ансименко И.Е.

В центре села, возле сельсовета в 1972 г. установлен памятник Анисименку Ивану Евграфовичу (1903-1943) – комиссару партизанского соединения под командованием М.И.Наумова.

Анисименко И.Е. родился в 1903 в с. Свободная Слобода в семье крестьянина. В начале Второй мировой войны занимал должность главы Свободно Слободского сельского Совета. С группой товарищей И.Е.Анисименко остался для подпольной работы.

В Брянских лесах активно участвовал в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, формирует новые партизанские отряды, командует одним из отрядов, становится комиссаром партизанского соединения под командованием генерал-майора М.И.Наумова. В одном из боев в Житомирской области смертельно ранен (1943), там и похоронен.

27 ноября 1972 г. в память о своем земляке в родном селе установлен памятник, который являет собой железобетонный бюст (0,75 М) на гранитном постаменте (2,06 м), отшлифованному с лицевой стороны. Основой постамента является гранитный прямоугольник. На шлифуемой части посвящающая надпись. Под ним – барельефное изображение партизанской эмблемы.

Автор памятника – скульптор В.М.Романенко.

с. Свободная Слобода

Мужской монастырь Святого Рождества Богородицы Глинская пустынь

Недалеко от села Сосновка находится мужской монастырь Святого Рождества Богородицы Глинская пустынь.

По преданию, Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

К этому месту явления стали стекаться люди и монахи. Образовалась первая община, а затем уже и полноценный монастырь. Глинская пустынь свое название получила потому, что располагалась на землях князей Глинских – одной из жен царя Иоанна Грозного.

В конце 1689 году по просьбе монахов Молченского Печерского Путивльского монастыря патриарх Иоаким приписал Глинскую пустынь к их обители, что было ещё раз подтверждено соответствующим указом царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 1693 года.

В 1703 году Пётр I пожаловал Крупецкую волость (к ней относилась и Глинская пустынь) гетману Мазепе, который в том же году передал волость в ведение Киевской епархии; не будучи формально отделённой от Молченского Печерского Путивльского монастыря, Глинская пустынь на деле вновь обретает самостоятельность. В 1708 году, после измены гетмана Мазепы, Крупецкая волость была пожалована Петром I А. Д. Меншикову, который становится щедрым благотворителем Глинской пустыни. В 1715 году по просьбе иноков обители и с разрешения Меншикова пустынь снова переходит в ведение Киевской епархии.

После опалы А.Д. Меншикова (1727) Глинская пустынь снова официально передаётся в ведение Молченского Печерского Путивльского монастыря (указ царицы Анны Иоанновны от 1731 года). Окончательное отделение от Путивльского монастыря последовало в 1764 году, когда Глинская пустынь была объявлена самостоятельным заштатным монастырём.

XIX век — период расцвета Глинской пустыни, которая славится своими старцами.

Монастырь закрыт в 1922 году. Чудотворная Глинская икона вывезена в село Шалыгино, после чего бесследно исчезла (ныне известны лишь списки). На территории бывшего монастыря находились поочерёдно детский городок, сельскохозяйственная артель, колхоз, промкомбинат.

Во время Второй мировой войны пустынь, находившаяся на захваченной немцами территории, была вновь открыта в 1942 году.

4 июля 1961 года монахи были выселены из монастыря, пустынь вновь закрыта, здания и всё имущество бывшей обители переданы Сосновскому дому инвалидов.

В 1994 году Глинская пустынь была вновь открыта.

Далеко не каждому монастырю удается гармонично сочетать путь созерцательной и путь деятельной жизни. Глинской пустыни удалось. Несколько веков она соединяла в себе молитвенную тишину своих скитов с обращенной ко всем приходящим проповедью и помощью хлебом насущным. Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев, 13 из которых причислены к лику святых в 2008 году. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XVIII-XIX столетиях.

10 вековых сосен

Возле села Сосновка Глуховского района находится ботанический памятник природы местного значения «Сосны». Уникальные сосны возрастом более 200 лет, высота деревьев 25-32 метров, диаметр стволов 50-70 см, обхват 2,80-3,60 м.

Естественно-историческая ценность – уникальные, многолетние, хорошо развитые деревья, имеющие эстетическую, научно-познавательную, оздоровительную ценность.

Площадь ботанического памятника – 0, 5 га.

Заповеданы

Глуховская крепость XVII–XVIII ст.

В северо-западном углу этой территории находятся топографические остатки городища (детинца) Глухова ХІ-ХІІІ ст., площадью около 2,7 га, которые локализуются на мысу приречного левобережного плато, ограниченном долиной р. Есмань и ручьем Нетеча (другие названия – Малотеча, Починок; в настоящее время пересох). Остатки городища ограничивают улицы Валовая, Спартака и Терещенкив. Эту территорию почти пополам разрезает улица Ушинского.